Фильмы - моя страсть, вся моя жизнь
29.03.2013
"Wall Street Journal" 13 августа 2010 г.
Фильмы - моя страсть, вся моя жизнь
"Peepli Live" выходит в пятницу, и продюсер Аамир Кхан, кажется, присутствует всюду, продвигая комедию о … самоубийствах фермеров. Но об этом едва ли задумывались на съемках фильма, написанного и снятого Анушей Ризви.
"Я не был там каждый день", - говорит г-н Кхан. "У меня много времени занимает выбор моих режиссеров. Как только я сделал это, я пытаюсь предоставить им пространство, чтобы снять фильм, как он или она хочет. Я даже не занимаюсь первоначальным монтажом".
Во время недавней поездки в Нью-Йорк г-н Кхан дал интервью "Wall Street Journal".
Выдержки:
- Так как Вы не на съемочной площадке, скажите мне, каким образом Вы вовлечены в этот фильм?
- У нас был трехнедельный подготовительный период, репетиции, отбор актеров, заключительный этап формирования команды. Я не занимаюсь поиском актеров, но принимая окончательные решения, режиссер и я садимся и прорабатываем вместе наши варианты, вырабатывая коллективное решение. Когда я посмотрел первоначальный вариант, мне вполне понравилось то, что я увидел. Ануша сделала действительно хорошую работу, отражающую ее мысли. Я сидел рядом с ней на окончательном монтаже. Сейчас я пытаюсь обеспечить ему лучший старт, сделать все, что в моих силах.
- Потому что Вы - Аамир Кхан?
- Да. Из-за моего положения и работы в качестве актера, для меня важно быть вовлеченным в это. Я могу использовать себя в качестве платформы для фильма Ануши.
- Она возражает? Не потрадает ли чье-нибудь эго от того, что Вы становитесь лицом этого фильма, хотя и не заняты в нем?
- Когда я продвигаю фильм, я использую себя в качестве платформы, чтобы представить таким образом Анушу и всю съемочную группу. Актеры преимущественно все новички. В фильме нет ни одной звезды, я - единственный парень, который может пойти и поговорить со зрителями. Моя команда ожидает, что я поступлю именно так. Я не продюсер-бизнесмен. Я творческий продюсер. Именно поэтому она обратилась ко мне. Это - ее видение, которое я пытаюсь поддержать.
- Актеры действительно вызывают ощущение сельской Индии. Как Вы нашли их?
- Ануша действительно упорно работала над кастингом. Также и Махмуд Фарукуи (муж г-жи Ризви и со-режиссер), они искали широту и глубину в актерах, которые выглядели бы настоящими, но были эффектными, талантливыми актерами.
- Где Вы нашли человека, который играет Ната (фермера-должника)?
- Его зовут Омкар (Омкар Дас Маникпури). Омкар из театра "Naya", которым управлял Хабиб Танвир. Хабиб-сахиб скончался приблизительно шесть месяцев назад.
- Актеры когда-либо обращались к Вам за советом?
- Нет, правда. Они не нуждаются в этом. Они намного лучше меня. Я был актером в течение прошлых 20 лет. В этом фильме вы можете выбрать любую сцену, и она будет намного выше и сильнее.
- Появится ли "Peepli Live" на зарубежных рынках?
- В Сандэнсе один из ответов, которые мы получили, был то, что фильм получил отклик на различных уровнях, в то время на Новый Орлеан обрушился ураган Катрина, так отреагировали СМИ, политические деятели. Многие из них сказали мне, что фермерам в США пришлось нелегко. Со спадом в экономике много людей потеряли рабочие места. Этот фильм нашел отклик у американской аудитории.
- Индия очень изменилась с тех пор как Вы сыграли в своем первом фильме ["Qayamat se Qayamat Tak" в 1988 году]. Многие Ваши фильмы обращают внимание на различные проблемы. Образование и теперь самоубийства фермеров…
- Я не рассматриваю "Peepli Live" как фильм о самоубийствах фермеров. Это фильм на фоне самоубийств фермеров. Это скорее фильм о разделении между городской и сельской Индией. Как общество, мы сосредотачиваем все наше богатство и ресурсы в городах. Мы действительно не беспокоимся об этой большой части людей…, мы даже не знаем об их существовании. Они почти невидимы для нас. Все наши энергии и богатство переместились в город. Это печальная вещь. "Peepli Live" о выживании фермеров, журналистах, государственных служащих. Все мы в конкретных обстоятельствах делаем то, что как мы чувствуем, должны сделать, чтобы выжить.
- Ваши фильмы находят отклик в сельской Индии среди большей части Индии?
- В случае "3 Идиотов" этот фильм сработал универсально. Самые большие сборы в истории индийского кино, и это не было бы возможно без путешествия по всей стране.
- Действительно ли Индия не готова к рассмотрению через критическую линзу?
- Это верно для любого общества. Когда фильм критикует общество, одни скажут: "Почему вы показываете нам все в этом свете?", а другие: "Спасибо Господу, что вы сделали фильм об этом".
- Вы думаете, что Вы - совесть Болливуда? Ваши фильмы содержат определенные уроки и наблюдения об Индии сегодня.
- Я не преписываю себя ни к какому лейблу. Я лишь человек, занимающийся работой, которую он счастлив выполнять. Я занимаюсь работой, в которую я верю. Для меня кинопроизводство - процесс столь же важный, как и результат. Фильм - моя страсть, вся моя жизнь. Любой фильм, который я делаю, занимает год или два моей жизни. Важно, чтобы фильмы, с которыми я связан, делали меня счастливым. Многие из моих решений не приносят выгоды, но я все еще иду вперед и делаю это.
- Приведите пример чего-то рискованного.
- "Lagaan" был большим экспериментом. "Rang De Basanti" был пятым римейком о Бхагате Сингхе; четыре из них провалились. "Jaane Tu..." снимал режисер-новичок. Это всегда опасно.
- "Jaane Tu… Ya Jaane Na" был скорее коммерческим, не так ли?
- Да, это так.
- Вы действительно гордитесь им?
- Я доволен фильмом. Кино - это массовая среда. Моя попытка состоит в том, чтобы используя свою популярность и силы, как популярного актера, обратиться к более многочисленной аудитории.
- Вы сделали два фильма об образовании. Оба критически настроены по отношению к индийской системе. Это намеренно?
- Я не отправляюсь в поисках сценария об образовании. Я не говорю: "Позвольте мне найти социально ориентированный сценарий".
Когда вы приходите в кинотеатр и покупаете билет, вы не приходите туда за уроком. Вы приходите, чтобы хорошо провести время. Моя ответственность состоит в том, чтобы развлечь аудиторию. Наряду с этим, когда я нахожу сценарий, который делает все это и также что-то еще, чтобы сказать...
- Это "послание" трудно осуществить в Болливуде?
- Это тяжело. Всю свою карьеру я плыл против течения. Это не популярный Болливуд. Я плыл против течения все время.
- Что происходило в тот период?
- Очень рано в своей карьере я понял некоторые тяжелые уроки. Я решил очень рано, что я никогда не буду делать работу, которая не принесет мне счастья. Начиная с 1991-1992 годов, я решил, что я буду делать ту работу, которая сделает меня счастливым. Вот, что я делаю. Мой первый фильм вышел в 1988 году, это был "Qayamat se Qayamat Tak", я стал звездой. Я взялся за некоторые фильмы и когда я начал работать над ними, я понял, что режиссер - самый важный человек на съемочной площадке. Я работал со многими режиссерами-новичками. Я сам был новичком. Я понял, что был действительно несчастным, делая ту работу. Пусть в последний раз, выживу я или нет, для меня очень важно сделать работу, в которую я верю, и, выполняя которую, я буду счастлив. Даже, если это означает, что я не стану успешным, это прекрасно.
- Расскажите, как болливудские актеры общаются друг с другом. Вы встречаетесь вне красной дорожки и съемочной площадки?
- Я дружу с большим количеством людей из киноиндустрии. Мы часто проводим время вместе. Каждый из нас занят в своих собственных мирах, но когда мы встречаем друг друга, между нами возникает много теплоты. Я думаю, мы цыгане нового века. Мы участвуем в каком-либо проекте, располагаемся вместе лагерем. Как только фильм закончен, мы разбираем наши палатки и переходим в следующий фильм.
- Ваши лучшие друзья в киноиндустрии?
- Акшай Кханна, Саиф Али Кхан, Атул Кулкарни, Джухи (Чавла), Рани (Мукхерджи).
- Шахрукх Кхан? Какие у Вас с ним отношения?
- Я встретил его в Лондоне, когда я был там. Мы пообедали вместе. Это было весело. Я никого не рассматриваю в качестве конкурента. Я становлюсь счастливым, когда я вижу хорошую работу. Не имеет значения, кто ее сделал. Если есть кто-то, в ком я вижу конкурента, так это я сам. Я лишь хочу совершествоваться, как актер, и бросать вызов самому себе.
- Обращаются ли к Вам актрисы с просьбой о более сильных ролях?
- Я не вижу кино в таком свете. Я не делаю разделения ролей на мужские и женские. Если вы посмотрите "Peepli Live", там три чрезвычайно сильные женские роли - жена, мать и даже репортер.
- Над чем Вы будете работать затем?
- Следующим фильмом, который я продюсирую, является фильм под названием "Dhobi Ghat", написанный и снятый моей женой Киран. Я также играю в нем. Там четыре ведущих роли. Впервые я работаю с ней, как с режиссером, раньше она была моим cо-продюсером. Густаво Сантаолалья, который написал закадровую музыку к "Motorcycle Diaries" и "Brokeback Mountain", поработал над нашим саундтреком.
- О чем "Dhobi Ghat"?
- О четырех героях и городе Мумбаи. Мумбаи - пятый персонаж. Это часть жизни.
- Вам нравится делать танцевальные сцены в Болливуде?
- Это очень забавно. Это похоже на съемки любой другой сцены. Вы разбиваете сцену на различные дубли, также вы делаете песни.
- Вы смотрите коммерческие фильмы Болливуда, скажем, типичную масалу, любовные истории и т. д.?
- У меня так мало времени. Очень жаль. Я должен был посмотреть гораздо больше фильмов. Я не могу сходить в кино в Индии. У меня дома есть DVD, но ничто не сравнится с походом в театр. Я много читаю.
- Что Вы сейчас читаете?
- Я погружаюсь в одну книгу время от времени. Это книга, составленная по письмам и правительственным отчетам 1857 года Махмудом Фарукуи, мужем Ануши. ("Besieged: Voices From Delhi 1857")
- Какова цена славы в Индии? Это касалось Вас когда-нибудь?
- Нет. Я был бы действительно недоволен, если бы на меня не напала толпа. Если на меня не нападает толпа везде, где бы я не появился, это означает, что я не очень популярен, и людям не нравится моя работа. Это неразрывно связано с положением знаменитости.
- Как это сказывается на Ваших детях?
- Я думаю, что Рина (первая жена Рина Датта) и я попытались создать для них нормальные условия в максимально возможной степени. Их отец - знаменитость, и они должны с этим считаться. Мы попытались вырастить их без атрибутов звездных детей.
- Они хотят быть актерами?
- Нет, пока. Они ходят в обычную школу. Они ездят на школьном автобусе. Старший учится в колледже и ездит на поезде, чтобы добраться до учебы.
- Есть ли у Вас желание поработать в Голливуде?
- Нет. Я действительно ценю и лелею отношения со своими зрителями. Я ничего не имею против Голливуда. За прошедшие 10 лет множество сценариев было предложено мне, но ничего не взволновало меня. Сценарии должны задевать меня, а режиссер должен быть таким человеком, которому я доверяю.
- Как получилось, что от Индии не было номинанта на Оскар после "Lagaan"?
- Не все так просто. Около 60 фильмов приходят со всех уголков мира.
- Как вы думаете, индийское кино стало лучше?
- Чем что? Чем то, каким оно было в 80-ых, да. Лучше чем в 50-ых, я не знаю. Посмотрим.
Источник: blogs.wsj.com/indiarealtime, 13 августа 2010
Перевод: diamante
Комментарии