"Aamir Khan: Actor with a Difference" Lata Khubchandani
9.07.2013
Частичный перевод книги об Аамире Кхане. Фильмы и роли.
Автор книги - журналистка газеты Outlook India Лата Кхубчандани.
Аамир Кхан. Фильмы и роли.
На творческом счету Аамира Кхана весьма обширная кинематографическая деятельность: около четырех десятков сыгранных ролей, работа продюсера, сценариста, дизайнера костюмов и певца в его фильмах, многочисленные номинации и награды индийских и международных кино фестивалей, а самое главное - признание, уважение и любовь зрительской аудитории во всем мире. В каждом уголке нашей планеты, куда сумел проникнуть белый экран удивительного искусства кинематографа, существуют ценители и почитатели кинотворчества Аамира Кхана.
Стоит отметить, что зрители высоко оценили выдающийся талант этого удивительного актера практически с самых первых шагов его актерской деятельности. Аамир Кхан начал появляться на киноэкране еще ребенком, в 1973 году в фильме Yaadon Ki Baraat и в 1974 году в Madhosh, также в 1984 году сыграл в дебютном фильме Кетана Мехты Holi а также снялся в дипломном фильме студента FTII Имджраджита Сингха Бансала Subah Subah. Сам актер не считает эти ранние роли началом своей актерской карьеры, которая, действительно, развернулась в полную силу несколько позже.
Аамир Кхан ворвался на большой экран индийского кино своей блестящей дебютной ролью в фильме Qayamat Se Qayamat Tak / Приговор (1988 г.) Этот фильм - история любви юноши и девушки из враждующих семей, своеобразная версия индийских Ромео и Джульеты, снятый режиссером Мансуром Кханом по сценарию Насира Хусейна. Qayamat Se Qayamat Tak сразу же стал суперхитом кинопроката, приобрел признание критиков, получил немало наград Filmfare (в том числе и за лучший актерский дебют Аамира Кхана), вошел в классику индийского кинематографа и остается популярным и поражающим воображение и чувства зрителей и по сей день. Немалое значение в успехе фильма сыграл выбор молодых актеров Аамира Кхана и Джухи Чавла на главные роли Раджа и Рашми, их творческий дуэт будет покорять зрителей и в последующих совместных фильмах. Аамир Кхан в своем прекрасном дебюте создал очень запоминающийся, искренний, цельный, чистый и трогательный образ, покоряющий зрителей всех поколений.
Интересно то, что первоначально фильм был снят с двумя концовками - грустной, реалистической, рассчитанной на старшее поколение и счастливой, оптимистической, более отвечающей вкусам молодежи. Хотя в окончательный вариант картины вошел реалистический печальный вариант, именно для молодых зрителей фильм и персонаж, сыгранный Аамиром Кханом, стали потрясением и откровением. Несомненный актерский талант начинающего артиста, его красивая необычная внешность, выразительная танцевальная пластика и убедительность актерской игры сделали Амира Кхана невероятно популярной звездой и идолом индийской молодежи конца 80-х.
Эта огромная популярность начинающего актера оставила свой след в новаторских рекламных трюках того времени. Например, на одном из рекламных щитов фильма Qayamat Se Qayamat не было никакого изображения, а только надпись: "Кто такой Аамир Кхан? Спросите девушку по соседству." Мумбайские дистрибютеры фильма предлагали в виде бонуса плакат с Аамиром Кханом и Джухи Чавла к каждым нескольким купленным билетам. Метод сработал и сборы кинопроката сильно возросли.
Естественно, деятели индийской киноиндустрии сразу же обратили пристальное внимание на яркого и, полюбившегося зрителю с первой же роли, талантливого и необычного молодого актера Аамира Кхана. Ему поступила масса предложений на съемки в фильмах с романтическим имиджем главного персонажа. Начинающий актер подписывает несколько контрактов на фильмы, о некоторых из них позже он будет сожалеть.
Стоит заметить, что, даже будучи неопытным в выборе фильмов и находясь под давлением именитых деятелей кинопроизводства, а также всеобщей популярности , Аамир Кхан подписал контракты всего на 9 фильмов. Тогда как средней нормой, господствовавшей тогда в Болливуде, было бы подписание, по крайней мере, 30-40 контрактов. Но такому одаренному актеру и разносторонне развитому человеку, как Аамир Кхан, увлекающемуся теннисом, серьезной литературой, шахматами, классической музыкой, были не интересны роли однотипных персонажей, не приносящие ничего нового ни зрителю, ни кинематографу.
Тем не менее актер добросовестно и с блеском исполнял все свои обязательства, приобретая все большую любовь публики. Зрительская аудитория оценила самые важные черты актера Амира Кхана: разносторонний талант и исключительное уважение к зрителю. Независимо от того , снимался ли он в пустячной развлекательной картине или высокохудожественном фильме, к каждой своей роли Аамир Кхан всегда подходил с полной самоотдачей и высоким профессионализмом, внося реалистические ноты даже в надуманные экранные образы, далекие от реальной жизни, раскрывая в каждом персонаже разноуровневые грани человеческого характера.
В 90-х годах Аамир Кхан снимается в ряде фильмов, сюжет большей части которых концентрируется вокруг любовной истории. Часть из них имела успех у зрителькой аудитории, часть была встречена с меньшим интересом, хотя кинокритики высоко оценили почти каждую его актерскую работу, и многие роли Аамира Кхана периода 90-х были номинированы на награды Filmfare. Зачастую , даже слабый с точки зрения кинематографической ценности фильм с участием Аамиар Кхана, имел успех у зрителя, только по причине мастерски сыгранной роли этим выдающимся актером. Наиболее полулярными у публики в те годы были его роли в фильмах: Dil (1990), Jo Jeeta Wohi Sikander (1992), Rangeela (1995), Raja Hindustani (1996).
Зрители всех возрастов были покорены дуэтом Аамира Кхана и Мадхури Диксит в фильме Индры Кумара Dil / Сердце (1990) Сюжет разворачивается вокруг отношений юноши Раджи и девушки Мадху, студетнов коллежда, проводит зрителей от их комедийных ссор в начале зарождающейся любви до серьезного противостояния любящей пары с их враждующими отцами. Несмотря на некое сходство с персонажем в Qayamat Se Qayamat, Аамир Кхан создает в Dil характер, довольно сильно отличающийся от его дебютной роли, привносит в персонаж иронию, строптивость, оптимизм, бунтарство, жизнерадостность и реализм, играя так убедительно, что зритель сопереживает всем чувствам персонажа Аамира Кхана, узнавая в характере экранного киногероя черты характера парня по соседству.
Также близкий зрителю и понятный характер обычного "парня по соседству" Аамир Кхан продолжает, развивает и выносит на новый уровень реализма в своей роли Санджая Шарма в фильме Мансура Кхана Jo Jeeta Wohi Sikandar / Соперники (1992). Фильм этот явился неким поворотным пунктом в истории индийского кинематографа от сюжетов и героев, часто весьма далеких от реальной жизни, к отображению на экране современных жизненных реалий и обыденных характеров. Картина рассказывает о повседневной жизни молодежи из провинциального городка.
Аамир Кхан талантливо и убедительно играет роль Санджаяла Шармы, сметливого, предприимчивого и веселого парня из небогатой работящей семьи, который, чтобы добыть расположение девушки, выдает себя за богатого плейбоя, студента престижного колледжа, и, по мере развития сюжета, вступает в острое противостояние со снобизмом и опасными методами самоутверждения "престижных" студентов, едва не стоившие жизни его брату. Аамир Кхан доходчиво и достоверно показывает зрителю все психологические изменения, которые происходят с его персонажем по ходу действия фильма - от беззаботного, привирающего пижона до ответственного, уверенного, находящего цель в жизни молодого человека.
Фильм имел трудную съемочную судьбу и потребовал от актера большой самоотдачи. Около 60-70 % готового фильма были пересняты заново из-за смены главной героини. Актер, тщательно и вдумчиво подходящий к каждому слову и жесту своего персонажа, был вынужден неоднократно повторять напряженные эмоциональные сцены. Тем не менее, фильм удался на славу, был тепло принят аудиторией и получил награду Filmfare за лучший фильм. Конечно, немалая заслуга в успехе фильма принадлежит отлично и убедительно сыгранной роли Аамира Кхана.
Свой актерский интерес к психологизму киноперсонажа Аамир Кхан блестяще отразил в роли Рохита, в фильме Akele Hum Akele Tum / Разные судьбы ( 1995) - очередном фильме Мансура Кхана. Картина повествует о начинающем певце и композиторе Рохите, который женится по любви на поклоннице его таланта, Киран ( Маниша Койрала). Киран также мечтает о карьере певицы. Прохладное отношение мужа к ее профессиональным планам, семейные заботы, рождение сына и традиционность индийского семейного уклада, подразумевающего главенство мужчины и его профессиональной деятельности, не позволяют ей заняться карьерой. Киран покидает мужа и ребенка и делает карьеру в кинобизнесе. Рохит, лишенный поддержки жены, сталкивается с разнообразными жизненными неурядицами и проблемами, а также переосмыслением собственного эгоизма и ценности семейных отношений.
Фильм косвенно касается темы о взаимоотношениях супругов в браке по любви, нечастым в то время в индийском обществе, издавна ориентированном на ангажированные браки. Возможно, по этой причине картина вызывала чрезвычайно полярное отношение у зрителей - или бурю восторга или шквал критики, но равнодушным к фильму не оставался никто, потому что каждого зрителя, так или иначе, затронула жизненная искренность, которую Аамир Кхан принес на экран в этой роли. Аамир создает образ Рохита с убеждающей психологической и бытовой достоверностью, детально и предельно искренне отображает все тончайшие оттенки переживаний своего персонажа.
Актер вспоминал, что в работе над ролью ему очень пригодился собственный жизненный опыт, кода его жена вынуждено находилась в отъезде и молодой отец Аамир Кхан целую неделю в одиночку ухаживал за своим 4-х месячным сыном. С концентрированной точностью и жизненной, обыденной правдивостью, актер показывает зрителю всю гамму чувств и эмоций Рохита - и тех, низменных, и тех, возвышенных, которые присущи каждому человеку. Незаурядный актерский талант Аамира Кхана позволил рядовому зрителю увидеть свои собственные черты в образе и характер Рохита, распознать в живущем на киноэкране персонаже понятные каждому слабости, заблуждения, радости и победы.
Наиболее близкий, понятный, узнаваемый, а также наиболее любимый массовым зрителем образ, созданный Аамиром Кханом в 90-е годы - это его Мунна в фильме Rangeela / Весельчак ( 1995) режиссера Рама Гопала Вармы. Этот фильм близок к жанру мюзикла (здесь около семи длительных музыкальных вставок), в нем присутствует некий любовный треугольник и легкая сатира на традиционные Болливудские сказочные сюжеты.
Мунна, мудрый уличный бездельник и нелегальный продавец билетов, с детства дружит и во всем помогает соседской девушке Мили (Урмила Матондкар), которая профессионально танцует и мечтает сниматься в кино. Конечно же, Мунну с Мили связывает не только дружба, но и любовь, в которой он не решается признаться. Мечты Милли исполняются, и вместо роли рядовой танцовщицы она неожиданно получает главную кинороль, и в нее влюбляется известный актер , красивый состоятельный мужчина Радж Камал (Джеки Шрофф).
Вместе с таким понятным ему Мунной, зритель ощущает волнение и радость, когда удается помочь подруге в достижении ее цели, вместе с Мунной зритель отчаивается и смеется, раздумывает и радуется, стыдится и надеется. Образ Мунны, так живо и талантливо сыгранный Аамиром Кханом, затронул сердца многих людей. Что интересно, сам актер говорил, что характер Мунны, простоватого, необразованного, нерешительного, недотепистого парня, наиболее далек от его собственного характера. Тем не менее, Аамир Кхан сумел создать очень реалистический характер, полный жизненной правды и поэтому так полюбившийся зрителю.
Творческий профессионализм актера и его вдумчивый тщательный подход к созданию кинематографического образа присутствуют в каждой его роли и возрастают от фильма к фильму. Подробная проработка деталей роли и стремление к абсолютной реалистичности экранного образа зачастую требуют от Аамира Кхана личной самоотверженности.
Например, в фильме Ishq / Страсть (1997) Индры Кумара актер должен был выглядеть как работящий гаражный механик, весь был обмазан смазкой и копотью, ходил с черной каймой под ногтями. Аамир Кхан ложился спать , не смывая с тела грязи и засохшего бензина, для того, чтобы на следующий день выглядеть на съемках подлинно и реалистично. На съемках фильма Dil Hai Ke Mantha Nahin / Сердцу не прикажешь (1991) актер, до этого никода не имевший тяги к курению, закурил, так как его персонаж часто был с сигаретой в кадре. От этой привычки Аамиру Кхану удастся избавиться несколько лет спустя, когда он почувствует, что курение мешает его актерской форме. В фильме Raja Hindustani / Раджа Хиндустани (1996) актер, никогда до этого в жизни не пробовавший алкоголя, должен был сыграть напряженную сцену, где его персонаж находится в состоянии опьянения.
Отставив на второй план свои личные убеждения перед приоритетом правдоподобности его персонажа, Аамир Кхан на съемках этой сцены впервые в жизни употребляет алкоголь и создает незабываемую по эмоциональному напряжению сцену. Его роль в фильме Raja Hindustani / Раджа Хиндустани была отмечена наградой Filmfare для лучшего актера. Массовому зрителю тоже полюбился этот фильм Дхармеша Даршана о трудной истории любви и семейной жизни юноши и девушки из совершенно различных слоев общества - бедного провинциального парня с необычным именем Принц Индии (Аамир Кхан) и столичной богатой девушки Аарти (Каришма Капур). Фильм снят в типичном жанре болливудской "масалы", где обязательно есть "и смех, и слезы, и любовь" и, конечно же, много хорошей музыки.
В фильме присуствует знаменитая сцена поцелуя, которая стала одним из наиболее волнующих переживаний зрителей того времени, и в очередной раз показала актерскую смелость Аамира Кхана, идущего наперекор кинематографическим стереотипам Болливуда.
Впрочем, бунтарское новаторство актера, которое в полной мере проявится позже в его зрелом творчестве кинопродюсера, было присуще Аамиру Кхану с самого начала его творческой деятельности и начиналось с тотальной ломки амплуа сладко-красивого романтического героя, навязанного начинающему актеру публикой и кинодеятелями Болливудского кинобизнеса.
Вскоре после успешного дебюта молодого актера на экраны Индии был выпущен авторский фильм Адитьи Бхаттачарьи Raakh / Пепел (1989) Аамир Кхан снимался в этом фильме еще до Qayamat Se Qayamat / Приговор (1988), отважно взявшись за контроверсийную и рискованную роль в картине некоммерческой, заведомо трудной для восприятия болливудским зрителем, снятой в манере европейского арт-хауса. Фильм рассказывает жестокую и странную историю об отчаявшемся депресивном парне Амире (Аамир Кхан), и циничном полицейском Капуре (Панкадж Капур), сведенных неумолимой судьбой для мести и уничтожения их общих врагов.
Аамир Кхан раскрыл в этой роли невероятную многогранность своего актерского таланта, сыграл очень смело, вдохновенно и пронзительно, ошеломляюще зрело и искренне создав незабываемый, врезающийся в память и потрясающий по силе воздействия на зрителя образ. Эту высоко профессиональную блестящую актерскую работу Аамира Кхана кинокритики оценили по достоинству наградой Filmfare за лучшую роль, хотя сам фильм не приобрел большой популярности у болливудской аудитории. К тому же прокатная судьба фильма была сложной, картина не была широко представлена в кинотеатрах, в основном выходила на видеокассетах. Как ни парадоксально, фильм Raakh и роль Аамира Кхана сегодня вызывает живейший зрительский интерес. В одном из своих интервью Адитья Бхаттачарья вспоминал, что роль в Raakh Аамир Кхан считает своей лучшей ролью.
Raakh / Пепел (1989) - не единственный фильм с прекрасно сыгранной ролью Аамира Кхана, который не имел поначалу широкого признания у массового зрителя, но был высоко оценен кинокритиками и отмечен номинациями и наградами кинофестивалей.
Похожая судьба сложилась у комедийного-пародийного фильма Раджкумара Cантоши Andaz Apna Apna / Хочу жениться на дочери миллионера (1994). Это комедия ошибок и ситуаций, возникающих на пути двух провинциальных бездельников Амара (Аамир Кхан) и Према (Салман Кхан), которые мечтают разбогатеть без хлопот и собираются жениться на богатой наследнице. Фильм изобилует пародиями на расхожие болливудские штампы, шаржами на популярные сцены из индийских фильмов и наполнен лавиноподобным количеством доброжелательного юмора. Амир Кхан выступил в этом фильме в совершенно отличном от его прежних ролей образе хитрого пройдохи, бессовестного комбинатора, ушлого и сметливого парня.
Проявив незаурядный талант комедийного и характерного актера, искрометную импровизационную легкость актерской игры, Аамир Кхан в очередной раз показал широчайший диапазон своего актерского дарования, которое и на этот раз было отмечено кинокритиками номинацией Filmfare. Фильм Andaz Apna Apna, поначалу не бивший рекорды популярности, с течением времени был оценен зрителями, и в данный момент считается культовой комедией индийского кинематографа, а роль Аамира Кхана в нем - одной из лучших комедийных ролей в индийском кино.
Интересна экранная судьба фильма Mann / Мятежная душа (1999) Индры Кумара, индийского римейка голливудской классики "An Affair to Remember". Чрезычайно романтическая и сентиментальная картина, рассказывающая о сказочно красивой всепобеждающей любви Дэва (Аамир Кхан) и Прийи (Маниша Койрала). Аамир Кхан сыграл здесь образ певца и художника, ветренного плейбоя, коллекционера девичьх сердец, который находит свою настоящую любовь - Прийю и кардинальным образом изменяется в верного и преданного возлюбленного. Аамир Кхан, как и во всех своих ролях, чрезвычайно профессионален и в образе Дева.
Несмотря на некую картинную условность характера своего персонажа, актеру удалось наполнить этот образ настоящей жизнью и сыграть незабываемые финальные сцены с напряженным реалистическим драматизмом и мастерством актера мирового уровня. В момент выхода на экран в Индии фильм провалилсяся в прокате и был прохладно встречен кинокритиками. Почему? Тудно навать причину. Актерский дуэт Аамира Кхана и Маниши Койралы безукоризненно великолепен и интригующ.
Структура фильма - это привычный и любимый индийскому зрителю жанр болливудской "масалы". Возможно потому, что музыка в фильме изобилует адаптациями на хинди популярных в то время хитов итальянской эстрады? Или потому, что обязательные юмористические вставки в фильме полны грубоватых шуток? Или, возможно, публика того времени жаждала увидеть более реалистический сюжет, близкий к обыденной жизни, а не романтическую сказку? Найти однозначный ответ затруднительно. Но факт остается фактом, поначалу фильм был принят аудиторией весьма холодно.
Аамир Кхан тоже критически отнесся к этому фильму и, несмотря на свою прекрасно сыгранную роль, был недоволен тем, каким фильм получился в результате. С течением времени картина обрела большую популярность и завоевала стойкую любовь зрителей. Этот непроходящий интерес к фильму не исчезает и теперь, спустя более 9-ти лет от момента его выпуска на экран. Музыкальные номера, с раздражением воспринятые в 1999-м году, теперь вызывают восторг и сентиментальные воспоминания, а казавшиеся грубоватыми шутки, сейчас выглядят наивными и милыми, особенно на фоне господствующего на мировых киноэкранах вульгарного юмора Голивуда. Индийские и зарубежные почитатели индийского кино высоко ценят и любят роль Аамира Кхана в этом фильме, где соединились опыт высококлассного актера, зрелый мужской шарм и, вместе с тем романтическая чистота и наивность молодости.
Для российского зрителя образ Дэва остается одной из любимейших ролей, созданных Аамиром Кханом.
На своем дальнейшем творческом пути актер старается отойти от индийской кинематографической традиции сниматься одновременно в нескольких фильмах. Придирчиво изучает сценарии, глубоко вникает в сущность роли, стремится освободиться от ограничивающего его актерские возможности ярма определенного амплуа, выбирает роли с совершенно различными характерами персонажей. Этот выдающийся актер и неравнодушный к проблемам общества человек, продолжает оттачивать свое мастерство и старается выразить в своих ролях волнующие его социальные проблемы.
В конце 90-х актер играет роли, которые в той или иной степени отражают его общественную позицию. Рискуя утратить переменчивую любовь зрительской аудитории, Аамир Кхан снимается в ряде фильмов, затрагивающих болезненные социальные проблемы Индии и играет роли неоднозначных и сложных персонажей.
Таков его Сиддхарт из фильма Ghulam / Непокорившийся судьбе (1998) режиссера Викрама Бхатта, самобытной индийской адаптации голливудской классической картины "On the Waterfront". Сиддху - беззаботный обаятельный парень без моральных устоев, занимающийся боксом, а также промышляющий мелким воровством, который постепенно вовлекается братом, бухгалтером на услугах местного криминального авторитета, в более серьезные преступные действия.
Фильм рассматривает тему жизненного выбора человека между совестью и кровными узами, а также рассказывает о криминальных проблемах общества, которому попустительствует равнодушие среднего обывателя и нежелание ни во что вмешиваться. Аамиру Кхану досталась очень трудная для актера задача - показать процесс становления и взросления легкомысленного юноши с размытыми и искаженными моральными ценностями в зрелого, устоявшегося человека, принимающего жизненно важные решения согласно своей совести. При этом не следует забывать, что картина, хотя и поднимающая проблемы социально-нравственного характера, все же остается фильмом, снятым в рамках определенного развлекательного жанра, полным музыки, юмора, и, конечно же, непременной любовной историей между главными героями - Сидху и Алишей (Рани Мукерджи).
Амир Кхан, актер выдающегося таланта и высокой профессиональной ответственности, сыграл роль Сиддхарта убеждающе энергично и обезоруживающе понятно для зрителя. Фильм имел немалый успех, сразу же стал любимым и аудиторией, и кинокритиками, и огромная заслуга в этом принадлежит личному актерскому упорству и самоотверженности Аамира Кхана. Он озвучивал свою роль по утрам, приходя в студию чуть свет, так как считал, что в это время суток его голос звучит наиболее подходящим образом...
В знаменитой сцене бега Сидху навстречу несущемуся поезду, актер не использовал каскадера и выполнил опасный трюк сам. Это был на самом деле рискованный и опасный для жизни момент, когда Аамира Кхана отделяло всего лишь полторы секунды от сближающегося поезда. Впоследствии актер скажет: "Это было глупо с моей стороны. Но иногда мои чувства полностью подчинены стремлению сделать великолепный кадр."
Ghulam также знаменит песней, ставшей культовой болливудской классикой и любимейшим музыкальным номером миллионов зрителей на всем свете. Это шутливая сценка с песней "Aati Kya Khandala", великолепно сыгранная обаятельным актерским дуэтом Аамира Кхана и Рани Мукержди. Актер исполняет эту песню сам, ошеломляя зрителя выразительностью и экспрессией своего голоса, а также невероятной танцевальной пластикой и естественностью.
Рискованный актерский вызов Аамир Кхан принимает и следующей своей роли в авторском фильме Дипы Мехты 1947: Earth / Земля (1998). Фильм основан на повести Бапси Сидхвы и рассказывает о жесточайшем эпизоде в истории Индии, разделении единой страны на две - Индию и Пакистан, и сопровождавшей эти события взаимной резней индуистов, сикхов и мусульман, бунтами и ужасающей по своим масштабам миграцией населения.
Дил Наваз, "мороженщик" ( Аамир Кхан) - обычный работящий парень среднего класса из Лахора, мусульманин, остроумный и любящий пошутить, хороший приятель своих соседей индуистов и сикхов, влюбленный и настойчиво добивающийся внимания девушки Шанты (Нандита Дас), соперничающий в этом с Хасаном (Рахул).
Персонажу Дила Наваза отведено не так уж много экранного времени, картина Дипы Мехты наполнена множеством других сильных и выразительных характеров. Тем более поразителен высочайший уровень актерского мастерства Аамира Кана, сумевшего в нескольких киноэпизодах раскрыть зрителю сложные мотивы поступков своего персонажа. Аамир Кхан творит образ Дила Наваза крайне минималистическими средствами актерской игры, лаконично, вдумчиво, выпукло и выразительно показывая мельчайшие оттенки его переживаний и делая понятным зрителю многослойные мотивы человеческих поступков. Актер подробно и точно показывает страшные изменения, происходящие с личностью Дила Наваза под влиянием утраты близких, крушения системы ценностей и мировоззрения во время братоубийственной гражданской войны. Эта роль Аамира Кхана - одна из шедевральных актерских работ в мировом кинематографе.
Такую же профессиональную смелось принял на себя актер, играя в дебютном фильме начинающего режиссера Джона Мэтью Мэттхана Sarfarosh / Патриот (1998). Картина затрагивает болезненную проблему Индии - пакистанский терроризм, исследует его настоящие причины. Аамир Кхан в роли Аджая Сингха Ратхода, полицейского инспектора и Насирутдин Шах в роли Гульфама Хассана, исполнителя народных песен - творят напряженный дуэт, заставляющий зрителя размышлять и сопереживать.
Аамир Кхан создает персонаж, в корне отличающийся от его романтических ролей - образ жесткого, непримиримого служителя закона, который жесток с врагами своей страны и груб с их пособниками, вместе с тем благородного, надежного и уверенного человека. Для работы над ролью Аамир провел множество времени, общаясь с полицейскими офицерами, в деталях знакомясь с работой полиции и перенес на экран все значимые бытовые подробности, наполнив экранный образ Аджая Сингха жизнью и сугубым реализмом.
Сам Аамир Кхан высоко оценивает сценарий и режиссерскую работу создателей фильма, еще и потому, что кроме художественных достоинств, фильм соотвествует активной гражданской позиции актера. Актер говорил о фильме: "Для меня Sarfarosh - это воззвание, ... фильм, старающийся укрепить совместное сосуществование индусов и мусульман. Я пробую противостоять негативу, который распространяют некоторые люди. Вместо того, чтобы бороться с негативом, я просто пробую распространить позитив."
С началом нового тысячелетия творчество Аамира Кхана выходит на совершенно новый профессиональный уровень. Все его актерские поиски, смелость в экспериментировании с различнейшими образами, оттачивание граней его многоуровнего таланта и активная жизненная позиция, актерская отвага и независимость в работе с неизвестными режиссерами, высочайшее мастерство актера и тщательная подготовка к ролям, детальное проникновение в каждую подробность всех аспектов кинопроизводства,
его новаторство в подходе актера к работе над ролью - все это слилось воедино в фильме Lagaan: Once Upon a Time in IndiaЛагаан: Однажды в Индии (2001).
Сюжет фильма действительно необычен - индийская деревня 1893 года, в Индии правит Британская Империя, в деревне трехлетняя засуха и нечем заплатить ежегодный земельный налог. Британский офицер Эндрю Рассел (Пол Блэкторн), свысока относящийся к индийцам, предлагает жителям деревни сыграть матч в крикет на очень высокую ставку - полная отмена налога на три года для всей контролируемой провинции. Большую часть сюжета занимают тренировки и сам протяженный и подробно показанный матч в крикет. Длительность всего экранного действа превышает даже обычные довольно долгие болливудские фильмы и длится три часа сорок минут.
Несмотря на все сомнения, Амир Кхан взялся не только участвовать в фильме, но и продюсировать его. Это была огромная напряженная работа, к которой актер подошел со свойственным ему высоким профессионализмом и дотошной проработкой каждой мельчайшей детали. Картина снималась с синхронным звуком. На массовых съемках было задействовано около 10-ти тысяч жителей города Бхуджа (Пенджаб) и близлежащих деревень. Были использованы аутентичные древние орудия труда и старинные музыкальные инструменты.
Международная команда, работающая над фильмом, насчитывала около 300 человек. Для реалистичности съемок не использовались павильонные декорации, а была построена настоящая деревня, методами и материалами соответствующими 19-му веку. Съемочная группа и актеры трудились в напряженном рабочем темпе, вдали от удобств цивилизации, в условиях засушливой пустыни, сорокаградусной жары и песчаного ветра.
Актер Аамир Кхан должен был с полным реализмом и убедительностью перевоплотиться в свой экранный образ и наполнить его жизнью. Продюсер Аамир Кхан должен был синхронизировать все сложное подготовительное кинопроизводство и активировать творческое взаимодействие всех многочисленный персонажей фильма. Позже он скажет: "Кинопроизводство похоже на войну. Ты всегда должен быть на передовой." Актер и продюсер Аамир Кхан выиграл эту "войну" и вырвался вперед очень далеко.
Большинство кинотеатров по всей стране было переполнено на показе фильма Лагаан, что является чрезвычайной редкостью в современную эпоху видеопиратства. Индийские кинозалы еще не видели таких восторженных зрительских аплодисментов, которые звучали во время сеансов этого фильма.
Картина имела триумфальный успех не только в Индии, но и во всем мире. Была номинирована на престижнейшую в мире кино награду Оскар, а также получила 44 награды и 19 номинаций индийских и международных кинофестивалей. Беспрецедентный успех Лагаана вывел индийскую кинематографию на качественно новый уровень и навсегда оставил значительный след в истории мирового кино.
В своей картине Аамир Кхан создает характер деревенского парня Бхувана. Это классический персонаж - порядочный, надежный, основательный, открытый, честный и искренний, а также обладающий большой силой характера. Актер сыграл роль Бхувана с восхитительным вдохновением и убежденностью, показывая на экране не просто персонаж, а абсолютно живого и чувствующего человека.
Характер и действия Бхувана в какой-то степени походят на деяния самого актера. Бхуван идет наперекор осторожной деревенской ментальности и совершает невозможное. Аамир Кхан всем своим творчество идет наперекор стереотипам кинобизнеса и открывает новые, казавшиеся до этого невозможными, актерские и кинематографические горизонты. Актер говорил, что основная тема фильма Лагаан - это триумф человеческого духа. Эти же слова с полной уверенностью можно отнести и к самому актеру Аамиру Кхану. Его творческий путь - это победа профессионализма и самоотдачи над косностью и конъюнктурщиной, это - триумф мятежного новаторского актерского духа.
Ошеломительный продюсерский успех Аамира Кхана не остановил его постоянного актерского поиска и тяги к взаимодействию со зрителем на разных уровнях артистического отображения действительности.
Следующая его работа - роль в фильме Фархана Акхтара Dil Chahta Hai / Желание сердца (2001) картине сугубо современной и актуальной. Эта кинокартина - история любви. И не одна, а целых три, так как фильм рассказывает о жизни трех друзей - Акаша (Аамир Кхан), Сиддхрарта (Акшай Кханна) и Самира (Саиф Али Кхан), образованных молодых столичных жителей.
Фильм соединил в себе традиционную болливудскую любовно-музыкальную мелодраму вместе бытовой описательностью, свойственной западному кинематографу. Смесь традиций и современности, прекрасная музыка, остроумная комедийность, динамичные диалоги, необычно построенный сюжет, основанный на пунктуации во времени (ретроспективе), а главное, великолепное взаимодействие трех главных характеров, сделали фильм значимой инновацией в индийском кино.
Аамир Кхан играет Акаша, молодого человека из обеспеченной семьи, слегка циничного и остроумного, практичного и не сентиментального, не понимающего значимости любви, поверхностно относящегося к дружбе. По мере развития сюжета, во взаимодействии с девушкой Шалини (Прити Зинта) и другом Сиддхартом, Акаш открывает в своей душе современного прагматика романтизм и чувствительность, а также понимание извечных человеческих ценностей - дружбы и любви.
Зрительская аудитория, всегда ожидающая от Аамира Кхана актерской работы самого высокого уровня, не только не разочаровалась в своих ожиданиях, но была удивлена и покорена свежим, острым и удивительно современным образом Акаша, созданным Амиром Кханом. Актер в образе Акаша совершенен и раскован, злободневен и актуален, искрометно юмористичен и драматически романтичен, рафинированно небрежен и элегантен. Мощно впечатливший зрителя Аамир Кхан даже дал начало молодежной моде на короткие стильные стрижки и щегольские бородки, которые носил в фильме Акаш.
Кинокритики разных стран тоже были впечатлены этой великолепной актерской работой и отметили ее различными 4-мя номинациями. Актер с удовольсвием вспоминает о работе над этой ролью, о настоящей дружеской и забавной атмосфере, царившей во время съемок, а также называет основную музыкальную тему фильма одной из своих самых любимых песен.
Оканчивая свой почти четырехлетний перерыв в съемках после Lagaan и Dil Chahta Hai, Аамир Кхан вновь возвращается к теме Индии 19-го века, порабощенной британскими колонизаторами. Теперь актер подходит к этой тематике с совершенно иной стороны. Уже не в развлекательном фильме, а в масштабной исторической эпопее, рассказывающей о хроникальных событиях и описывающей реального человека, легендарную личности в Индии, хорошо знакомого каждому индийцу. Актер сыграл роль Мангала Пандея в фильме Кетана Мехты The Rising: Ballad of Mangal Pandey / Востание: Баллада о Мангале Пандее (2005).
Фильм рассказывает о событиях 1857-го года, которые британские власти называли "мятежом сипаев", а индийские историки считают народным восстанием и началом освободительного движения за независимость. Картина Кетана Мехты стала незаурядным событием в мире кино и произвела огромнейшее впечатление на аудиторию и кинокритиков, вызвав поток зрительской благодарности и восхищения аутентичным показом исторических реалий и смелой тематикой.
Фильм поднял также волну неприятия, критики указывали на неполную и чрезмерно художественную трактовку исторических событий. Но и критики, и почитатели фильма сошлись в одном - и те, и другие оценили работу Аамира Кхана в этом фильме, как величайший шедевр актерского мастерства. И это совершенно справедливо, так как на этот раз перед Аамиром Кханом стояло, возможно, самое трудное задание, с которым только может столкнуться актер - ему предстояло сыграть не вымышленный персонаж, а реконструировать реальную историческую личность легендарного человека, хорошо известную каждому жителю Индии, символе свободы и зарождения нации.
Аамир подошел к этой нелегкой работе с невероятной самоотдачей и невиданным до этого момента в Болливуде профессионализмом. Он посвящает работе над ролью около полутора лет, сделав тем самым большую паузу на самом пике своего творческого пути. На некоторое время актер становится дотошным историком, исследуя все возможные материалы о быте, нравах и событиях того времени. В своей работе над образом актер следует принципу тотальной аутентичности и полного вживания - отказывается от грима и парика, отращивает длинные волосы и усы, и поддерживает такой облик еще полгода после окончания съемок, чтобы быть в готовности на случай, если придется переснимать эпизоды.
Оставаясь в рамках исторической правды, Аамир Кхан наполняет легендарный образ настоящей жизнью. Стряхивает пыль с безжизненно зафиксированных немногочисленных архивальных фактов о Мангале Пандее. Показывает путь от лояльного британским влястям солдата на службе, сипая, до убежденного, сильного духом героя, приносящего себя в жертву ради того, чтобы зажечь искру в омервелых умах людей в их привычном рабстве и поднять пожар восстания за свободу своей страны.
Актер полностью раскрывает в этой роли свой огромнейший актерский диапазон. В великолепном дуэте с Тоби Стивенсом, играющем роль Капитана Уильяма Гордона, Аамир Кхан с высоким реализмом обнажает перед зрителем человеческие черты его персонажа. Мы видим Мангала Пандея в моментах дружеской попойки и розыгрыша, любовного увлечения и раздумий, ощущаем его страхи и сомнения, чувствуем его порывистый темперамент, ярость, непреклонность и несломленную убежденность. Перед зрителем - абсолютно живой человек со всеми человеческими слабостями и радостями, и одновременно герой и мученик, мятежник и патриот. Актер вдохнул настоящую живую душу в запыленный архивальный образ.
В этой роли Аамир Кхан дотянулся до высочайших пределов актерского уровня - и вышел за эти пределы. На экране нет никакого актера Аамира Кхана, а живет и действует соврешенно другая, реальная личность - Мангал Пандей. Актер перенес его на экран его с такой силой убеждения, что отныне у каждого, кто помыслит о Мангале Пандее, перед мысленным взором будет стоять образ, сотворенный Амиром Кханом.
Его следующая роль также тесно связана с темой свободы и выбора человека. На этот раз актер действует в очень близком зрителю временном измерении и отдаленные исторические персонажи тесно смыкаются с самой современной действительностью. Аамир Кхан играет роль Диджея (Далждита) в фильме Ракеша Мехры Rang De Basanti / Цвет шафрана (2006).
Это фильм о пробуждающемся молодом поколении. Сюжет картины рассказывает о том, как молодая англичанка Сью приезжает в Индию, чтобы снять документальный фильм о революционере, борце за независимость Бхагаде Сингхе. Помогает ей в этом группа друзей, типичные представители делийской молодежи и одновременно характерный срез мультинационального и многоконфессинального индийского общества. Аполитичные, безразличные к социальным проблемам своей страны, занятые насущными жизненными делами и развлечениями, эти молодые люди постепенно пробуждаются от своей социальной летаргии, и становятся перед выбором: принять существующий порядок вещей таким, какой он есть, или пробововать что-либо изменить.
Фильм, адресованный прежде всего к молодежи, глубоко впечатлил и потряс как индийскую, так и международную зрительскую аудиторию всех возрастов и поколений. Rang De Basanti собрал самую большую за всю историю индийского кино аудиторию уже в самые первые три дня проката. На специальном показе в Лос-Анджелесе зрители приветствовали картину стоя, 15-минутной овацией. Фильм получил несколько наград Filmfare и номинацию BAFTA, Амиру Кхану за его актерскую работу была присуждена специальная награда кинокритиков.
В фильме занята немалая группа молодого актерского поколения. Шарман Джоши (Сукхи), Кунал Капур (Аслам), Сиддхартх (Каран), Атул Кулкарни (Лакшман Пандей), Соха Али Кхан (Сония), Элис Паттен (Сью) - артисты талантливые, характерные и выразительные, убедительно сыгравшие не только современных персонажей, но также и индийских революционеров 19-го века - Бхагад Сингха, Рампрасада Бисмила, Дурги Вохры, Раджругу, Ашфакуллы Кхана.
Аамир Кхан здесь занят не в главной роли, собственно, в картине и нет какой-либо доминирующей главной роли или характера, здесь параллельно живут и действуют семь равноценно выразительных персонажей современников и пересекающихся с ними исторических личностей. Тем более сложной и трудновыполнимой была актерская задача Аамира Кхана - точно и убедительно вписаться в этот молодежный актерский ансамбль, не отвлекая чрезмерно внимание зрителя на себя, популярнейшего широкоизвестного актера.
Зрительская аудитория, привыкшая к всегда высоко профессиональной и тщательной работе Аамира Кхана, тем не менее, и на этот раз была ошеломлена невероятным превращением 40-летнего опытного человека в 22-летнего юнца, совершенно органичного и естественного среди своих более молодых по возрасту коллег-актеров. Аамир Кхан сыграл Диджея (Далждита) с удивительной актерской свободой и раскрепощенностью, создавая образ молодого современника, пенджабского парня, с такой же живой силой овеществления и одушевления, как и образ пересекающегося с ним Чандрашекхара Азада, идейного вдохновителя группы революционеров 19-го века. В этой роли Аамир Кхан раздвигает границы актерского предназначения до широчайших пределов, воздействует не только на чувства зрителя, но также влияет на его мировоззрение и передает универсальное послание, которому и сам следует всю свою жизнь: "Хочешь изменить мир к лучшему - начни с себя."
Следующий фильм, в котором снялся Аамир Кхан, - Fanaa / Слепая любовь (2006) режиссера Кунала Кохли. Основа сюжета -драматическая история любви, вобравшая в себя широкий спектр тем, которых так или иначе уже касался Аамир Кхан в своем творчестве. Это эмоции и чувства, любовь и жертва, свобода и долг, патриотизм и терроризм, судьба и выбор. В основе красивой и трагической истории кинокартины лежит один из традиционнейших романтических сюжетов, которые знает искусство человечества - девушка встречает своего долгожданного "принца", юноша встречает свою "принцессу" и их жизни затягиваются в водоворот любви.
Такая традиционность тематики как будто бы не предполагает никаких неожиданностей. Да только девушка Зуни Али Бег (Каджол) слепа от рождения и убежденно патриотична, а юноша Рехан Кадри (Аамир Кхан), вовсе не принц, а член кашмирской террористической организации и любовь никак не входит в его планы. Этот хорошо известный сюжет приобрел в фильме неожиданную глубину и современное измерение. Огромная заслуга в этом свежем прочтении традиционной истории принадлежит блистательному актерскому дуэту Аамира Кхана и Каджол, обладающими невероятной экранной "химией", поражающими зрителя в самое сердце.
Аамир Кхан играет образ Рехана так, как только может творить зрелый, гениальный художник, давно и досконально постигший высоты своего ремесла. Актер с вдохновенной творческой свободой Мастера придает своему произведению характер и формы самой жизни. Аамир Кхан в этой роли заставил зрителя не только сопереживать, плакать и смеяться вместе с его героем, но также и задуматься о сущности чувства любви и жертвенности, увидеть мир с перевернутой перспективы человека, для которого убийства, ложь и террор - не преступление, а обязательная необходимость на пути достижения патриотической, в его понимании, цели.
Актер открывает зрителю внутренний мир человека, не знающего ни семейных уз, ни тепла обычного межчеловеческого общения, для которого любовь и дружеская привязанность - всего лишь досадные помехи, а иногда и легкий способ использования случайных людей для исполнения его тщательно и холодно запланированной деятельности. Затаив дыхание и не в силах оторваться от экрана, зритель наблюдает драматическое преобразование Рехана из зомбированного террориста с отключенными чувствами в любящего и страдающего человека. Эти изменения Аамир Кхан показывает с лаконичной, выпуклой, тончайшей перфекцией и гениальной точностью. Актерская работа Аамира Кхана настолько великолепна этом фильме, что трудно говорить о каком либо актерстве вообще. В созданном им образе Рехана - сама жизнь, ее горечь и сладость, жестокость и красота, ясность и тайна.
Картина Fanaa, конечно же, имела огромный успех в мире кинематографа и вызвала широчайший отклик у зрительской аудитории. Многие считают Fanaa лучшим фильмом о любви 21 века, а роль Аамира Кхана - уникальным шедевром актерского гения. Можно c уверенностью сказать, что Аамир Кхан является не только одним из лучших актеров Индии, но также актером высочайшего мирового уровня, известным и любимым на целом свете.
Его называют одержимым и экстремальным, перфекционистом и новатором, первой индийской кинозведой с совестью, глотком свежего воздуха в кинобизнесе, мятежником и патриотом, экспериментатором и общественным деятелем. Сам Аамир Кхан говорит о себе: "Независимо от того, что я делаю, я все делаю со страстью."
По материалам ampara.livejournal.com
** Авторство перевода, к сожалению, установить пока неудалось, так как блог, на который ссылаются разместившие этот материал на разных форумах, уже закрыт...
Комментарии