Аамир Кхан на канале CNN - меня не тронул "Миллионер из трущоб"
17.09.2013
CNN, 25 марта 2009 г. - частичный перевод (отдельный текст, два варианта)
CNN Interview Aamir Khan Q a. A.
Аамир Кхан на канале CNN - меня не тронул "Миллионер из трущоб"
Представитель высшей гильдии Болливуда, лауреат Padmashree Аамир Кхан появился в специальном выпуске передачи "Говорит Азия" канала CNN, снятая перед реальной аудиторией Мумбаи, где высказал свое мнение о болливудских актерах, его чувствах о теракте в Мумбаи и многом другом. Передача транслировалась 25 и 28 марта. Вот главные выдержки:
- Большое счастье видеть Вас здесь, спасибо, что Вы открыты для вопросов. Ваш новый фильм "Гаджини" ("Мститель") на данный момент стал самым кассовым фильмом Болливуда. Вы могли предположить подобное?
- Ты можешь только надеяться на каждый из своих фильмов, что он понравится зрителям. Но ты ни в чем не можешь быть уверен, пока фильм не выйдет в кинотеатрах. С "Гаджини" мы сделали все, что могли. Я понял, что после долгого времени я делаю колоссальный и прекрасный фильм. Так что я счастлив.
- После того, как фильм стал таким большим хитом, многие сказали, что Вы - настоящий "Король Кхан". И что Вы пошатнули Шахрукха, потому что он делает массовый продукт, а Вы - такое кино, о котором многие актеры могут только мечтать. Вы получаете и критический, и коммерческий успех. Как Вам это удается? Как Вам удается ловить двух зайцев?
- Знаете, я просто делаю то, что меня волнует и что мне нравится. Я просто работаю, потому что это приносит мне счастье. И у меня нет никакого желания спихнуть Шахрукха с вершины. Я вообще не думаю, что он когда-то стоял на ней (смех зала). Актер, перед которым я преклоняюсь, - это Амитабх Баччан. Он фантастический актер и он имеет такой успех, к которому никто из нас никогда не сможет приблизиться. Для меня он - герой.
- О Боже, смотря на Вашу фантастическую работу, мне хочется надеяться, что она не стоит вам слишком больших жертв. На что Вы идете ради идеального результата (ведущая намекает на идеальный торс Аамира)?
- Это было нелегко, правда, нелегко. Среди моих близких есть шутка, что если вы хотите, чтоб Аамир что-то сделал, то пусть об этом снимут кино, ради него Аамир все сделает. Я никогда не думал, что мне придется учиться, но правда, если для фильма что-то требуется. то я выложусь по полной. Это было больно и очень трудно, и когда я смотрю на фотографии, которые вы все видели, то не мог поверить, просто не мог поверить. Сейчас все это походит на далекий сон, потому что уже восемь месяцев я не тренируюсь. Режиссер моего нового фильма посмотрел на мою мускулатуру и велел мне избавиться от нее. Так что ради моего нового фильма я должен потерять то тело, которое у меня сейчас.
- Вы не только ведущий актер, но и недавно дебютировали как режиссер со "Звездочками на земле". Каково было встать по ту сторону камеры, при этом играя одну из ролей?
- Было непросто. В основном потому, что я не собирался быть режиссером. Мне пришлось измениться за неделю. У меня не было времени, чтобы думать. Сейчас я вспоминаю, что хотел снять фильм и это было во мне. Но то, как это произошло, не оставляло времени для раздумий. Я просто начал как актер в фильме, а закончил его режиссером. Возможно, если бы не этот фильм я бы не сел в режиссерское кресло в ближайшие лет 10. Так что я рад, что все-таки снял его и счастлив от того влияния, которое он оказал на людей.
- "Лагаан" попал в шорт-лист премии Оскар 2001 года. И тот фильм привлек много внимания к Болливуду. По-Вашему, насколько важно для индийского кино признание Запада?
- "Лагаан" снимался для индийского зрителя. То, что он был оценен во всем мире, и люди из самых разных стран полюбили его, великолепно, и мы были счастливы и взволнованы этим. Но если бы этого не случилось, это не имело бы значения по сравнению с мнением индийских зрителей. Я хочу сказать, что до сих пор мы снимаем фильмы для своей аудитории, которая очень многочисленна и требовательна. И мы не ориентируемся на остальной мир. Мы не думали тогда о том, чтоб удивить или развлечь иностранцев. Думаю, мы и без этого способны снять хороший фильм.
- "Миллионер из трущоб" стал огромной сенсацией для всего мира. Но Вы знаете, что несмотря на все почести, в Индии многие не приняли его. Что Вы можете сказать о нем?
- Лично меня фильм не тронул. Он не вызвал у меня никаких эмоций. Возможно, это потому, что я не привык к индийцам, говорящим по-английски. Знаете, эти дети трущоб со знанием английского, полицейский... Для меня это неестественно.
- Вы были очень разговорчивы в своем блоге во время террористических событий в Мумбаи. Но еще раз скажите нам, что Вы чувствовали в то время?
- Это было действительно трагично. Это походило на ночной кошмар, и я не мог понять, почему это происходит. И было гадко видеть ту отчаянность, с которой было выполнено нападение. Потерянные жизни... Много мыслей приходило в мою голову о том, что... Что мы все живем сейчас, и есть люди, во всяком случае, некоторые люди, которые хотят быть услышанными или хотят защититься, но при этом убивают невинных. Это не имеет отношения ко мне, но мне кажется, что в мире происходит что-то подобное.
- Но в своем блоге Вы тем не менее обращались к правительству, говоря, что с террористами не ведут переговоров. И кажется, Вы не одобряли действий нашего руководства. Так что Вы думали?
- Нет, неправда. Я не порицал правительство. Я думаю, что оно делало все, что могло. Но мне не нравится, как наше правительство использовало религию в политике много десятилетий подряд. Это разделяет людей. Это приносит яд в наше общество.
- Ваш ответ на теракты в Мумбаи заставляет вспомнить о Вашем фильме 2006 года "Цвет шафрана", который является очень политическим и призывает молодежь задуматься о политике. Для Вас настолько важно снимать фильмы, непохожие на сахарную вату?
- Да, безусловно. Думаю, я такой человек, которому интересны только определенные истории. Я прочитал сценарий "Цвета шафрана", и он взволновал меня. Я чувствую - вот это да, я должен поучаствовать в этом фильме.
- Есть определенная формула фильма, которая хорошо работает в Болливуде. Но в 2001 году "Лагаан" полностью отошел от стереотипов. И его сценарий никто не хотел брать. Он шел больше трех с половиной часов, актерский состав, не считая вас, был незнакомым. И все же фильм был очень успешен... А с новым фильмом, над которым Вы сейчас работаете, было такое? Люди в нем сомневались?
- Так происходит постоянно. Каждый раз, когда я начинаю проект, все, кто меня знают, подходят ко мне с ухмылкой, и они уверены, что теперь-то мне точно не повезет. Так было с "Желанием сердца", с "Цветом шафрана" и даже со "Звездочками на земле". Но это добавляет волнения, когда ты выбираешь проект, который действительно необычный и трудный, и нарушает все правила.
- Никто не хотел поддержать "Лагаан". И тогда, после некоторых раздумий, его поддержали Вы. Но кажется, это было только начало проблем. Я имею ввиду, была сцена, для которой Вы должны были найти 10 000 крестьян, и декорации не были готовы. И как продюсер именно Вы должны были решать это. И, говорят, что это только некоторые препятствия, через которые необходимо было переступить.
- Да, "Лагаан" снимался непросто. Не очень много времени, но очень много актеров. И чтобы приступить к съемкам в 8 часов, вы должны были встать в 4 и все подготовить, это походило на безумие.
- В 4 утра?
- Утра, да. И крикет был трудной игрой. Потому что бита и мяч делали совсем не то, что ты от них хотел. И день - 10 000 был кошмарным, потому что нам требовалось так много людей. Мы пришли в деревни и сказали: "Эй, мы снимаем фильм", а многие из этих крестьян даже не знали, что такое кино. А еще все это нужно было снять.
- Амир Кхан держит личную жизнь в большом секрете. В видеоролике мы видели Ваш дом. Наверное, ребенком Вы проводили в нем много времени...
- Ну, не в самом доме, а в окрестностях.
- Какое детство у Вас было?
- Вообще-то довольно обычное. Родители хорошо заботились о нас. Это была спокойная мирная жизнь. Но родители были против того, чтобы я снимался в фильмах. Я происхожу из кинодинастии. Мои папа и дядя работали в кинематографе. Так что дом походил на ад. Это была безвыходная ситуация, как в кино. Но обычно я никого не слушаю. Я только делаю то, что кажется мне близким. И потом они меня поняли .... Больше потому, что переживали за меня. Каждый родитель переживает за своего ребенка. Им казалось, что моя профессия довольно сомнительна. Вы всегда должны знать, что можете проснуться никем, и это тяжело.
- Когда вы оглядываетесь на прожитые годы и вспоминаете фильмы 80-х и 90-х, Вы испытываете гордость или думаете: "О Боже, лучше умереть!"
- Вы смутили меня. Знаете, в первые шесть месяцев после выхода фильма, мне всегда в нем что-то не нравится. И я всегда надеюсь, что расту как актер. Но мне всегда что-то не нравится в своей работе.
- Это тяжело, ведь вам приходится смотреть на свою работу.
- А я больше не смотрю на свою работу. Теперь, когда я в кинотеатре, я смотрю на зрителей. И они не знают, что я возле них.
- Как это не знают?
- Не знают, потому что они уже сидят. А потом я захожу в комнату оператора и смотрю на них в окошко. Так ты можешь наблюдать за их реакцией. И если фильм не нравится, то ты слышишь шум стульев, движений, кашель. Так ты понимаешь, что фильм провалился.
- Что бы вы могли назвать в себе особенного, то, что сделало вас такой большой звездой?
- Думаю, я всегда делал то, что приносило мне радость. Я очень рано понял, что должен сниматься только в тех фильмах, в которые я верю. И я всякий раз терпел неудачу. Но я был умен и набивал шишки. И сейчас, когда я следую за своим сердцем, все работает на меня.
по материалам bollywoodtime.ru
"Меня не тронул "Миллионер из трущоб", - Амир Кхан
Представитель болливудской элиты и лауреат премии Padmashree Амир Кхан присоединился к специальному проекту CNN под названием "ГОВОРИТ АЗИЯ", снятого вживую перед зрителями в Мумбаи, и поделился с телеведущей Анджали Рао своим мнением о ведущих болливудских актерах, о своих чувствах по поводу мумбайских терактов и о многом другом. "ГОВОРИТ АЗИЯ" с Амиром Кханом на CNN впервые выходит в эфир в среду, 25 марта в 18:00, затем повторяется в субботу, 28 марта в 10:00 и в 20:00. Представляем эксклюзивные выдержки из этого интервью:
- Это большая радость для нас - что Вы сегодня с нами, спасибо большое за то, что вновь не отказались от участия в передаче. Ваш последний релиз Ghajini уже стал величайшим болливудским успехом. Вы предполагали, что успех будет настолько большим?
- На это можно надеяться, на это можно надеяться с каждым своим фильмом. Но никогда нельзя сказать заранее, пока не посмотришь свой фильм вместе со зрителем, какая судьба его ждет. Думаю, то, чего мы хотели достичь с Ghajini, мы достигли. Я понял, что снимаю тяжеловесный фильм основного течения, далеко не сразу, и это здорово. Наверное, это счастье - что я это сделал.
- После того, как фильм стал таким крутым хитом, все сказали, что истинный "Король Кхан" - это Вы. И что Шах Рукха Вы побили шутя, потому что он привлекает массы, а вы умудрились сделать нечто, что с удовольствием бы сделали очень многие актеры: Вы добились успеха коммерческого, равно как и успеха в среде кинокритиков. Как Вы умудряетесь? Как Вам удается не застрять в одной из двух коробок?
- Что ж, Вы знаете, что я берусь только за работу, которая меня вдохновляет, которую мне приятно выполнять. Я берусь за работу, которая делает меня счастливым. И я абсолютно не намерен сбрасывать Шах Рукха с его пьедестала. Хотя должен признаться, что и никогда не считал, что он на нем стоит (зрители смеются). На кого из актеров я действительно смотрю снизу вверх - так это на мистера Баччана (Старшего?). Мистера Амитабха Баччана. Вот его работа мне действительно нравится, он фантастический актер, и вот такой звездности, как у мистера Баччана, ни у кого из нас нет надежды достичь. Для меня он парень.
- Хорошо сказано. Надеюсь, воспоминания о собственной работе не замешаны для Вас на большой боли. Я имею в виду, что у Вас не было таких дней, когда единственной мыслью было: "Ради всего святого, разве какой бы то ни было фильм стоит всей этой боли?!"
- Это было жестко, действительно жестко, и у нас в семье даже ходит такая шутка: если хочешь заставить Амира что-то делать, снимай с ним рядом фильм - и в конце концов он непременно в нем окажется. Я никогда не думал, что буду тренироваться, это не то, чем я увлечен, но когда этого потребовал фильм, я просто сделал все, что мог. Это действительно было больно, это действительно было жестко, и когда я смотрел на свои старые фотографии и видел, с чего начинаю, я просто не мог поверить, не мог поверить, что добьюсь нужного результата. И когда я теперь об этом думаю, все это кажется мне далеким сном, потому что последние восемь месяцев я не тренировался, потому что мой новый режиссер, оглядев мою фигуру, сказал: а теперь мне нужно, чтобы ты от всего этого избавился. Вот и пришлось работать над тем, чтобы сбросить наращенные мышцы, потому что этого требует мой новый фильм.
- Вы не только замечательный актер, но и дебютировали в качестве режиссера с фильмом Taare Zameen Par. Каково было для Вас встать по другую сторону камеры, в то же время и снимаясь в собственном фильме?
- Это было нелегко, прежде всего потому, что изначально не предполагалось, что я буду режиссером фильма. К съемкам я подключился в течение недели. Просто следовал инстинкту. Вообще-то, у меня даже не было времени на размышления, если быть совсем честным. И теперь, когда я оглядываюсь назад, то понимаю, что в своей карьере я достиг точки, когда решился стать режиссером. Желание было у меня давно, но внешнее давление долго удерживало меня от этого. Факт в том, что у меня не было времени подумать и решить, понимаете? Я просто схватился за это, потому что был вынужден, и в итоге снял фильм, как только мог. Может, не сделай я этого сейчас, еще бы 10 нет не брался за режиссуру, не знаю точно. Пожалуй, я рад, что в конце концов это случилось, потому что я доволен тем, каким получился фильм и какое впечатление произвел на людей.
- Lagaan номинировался на Оскара в 2001 году. И во многом именно благодаря этому фильму на карте мирового кинематографа появился Болливуд. Но насколько важно для нас, чтобы индийские фильмы признал Запад?
- Lagaan был снят для индийского зрителя. То, что его оценили, что он прошел по всему миру и люди в разных концах земли его с удовольствием посмотрели, было здорово, мы были этому очень рады, даже взволнованы. Но если бы всего этого не было, это бы не имело такого значения, как то, что думают о нем зрители Индии. Надеюсь, вы понимаете, что я пытаюсь сказать. До сих пор мы снимали фильмы для наших зрителей, и это серьезная и здоровая тенденция. Мы не искали заграничную аудиторию. Мы не думали о том, как бы развлечь ее или хотя бы попытаться развлечь. Думаю, когда мы решим сделать именно это, у нас все получится.
- Думаю, "Миллионер из трущоб" открыл всем глаза, но Вы знаете, что при всем международном признании здесь, в Индии, фильм многие высмеяли. А что Вы о нем думаете?
- Лично меня он не тронул. В плане эмоций он совершенно не задел меня. Подозреваю, это потому, что я не привык видеть индийцев говорящими на английском. Знаете, все эти дети трущоб, говорящие на английском, да еще коп... Для меня это так странно... и из-за этого в моем случае не работает.
- На своем блоге Вы смело высказывались о том, что происходило, пока Мумбаи был в осаде. Расскажите нам, что происходило с Вами лично в те дни.
- Это было действительно разрушительно. Как ночной кошмар, и я просто не мог поверить, что это происходит на самом деле. А еще для меня было шоком видеть, знаете, с какой дерзостью были совершены эти атаки. Столько потерянных жизней, столько мыслей в голове. И это было действительно грустно... я имею в виду, что мы живем сегодня в такое время, когда по всему миру есть люди, по крайней мере, определенное количество, которые считают, что так они хотят обратить на что-то всеобщее внимание, хотят быть услышанными или хотят отомстить, убивая невинных людей. Мне этого не понять, но, наверное, так сейчас во всем мире.
- В своем блоге Вы обращаетесь и к правительству, умоляя не вести переговоры с террористами. И, кажется, весьма жестко критикуете то, что делали тогда лидеры. Это то, что Вы чувствуете?
- Нет, на самом деле, я не имел этого в виду. Я не критиковал лидеров. Думаю, в ту пору они делали все, что могли. Я критиковал только то, что многие из лидеров используют религию и уже много десятков лет строят на ней политику. А это, знаете ли, разделяет людей. Это яд и негатив, которые распространяются в обществе.
- Ваш ответ на мумбайские теракты в какой-то мере напоминает о Вашем хите 2006 года Rang De Basanti, который был очень политизированным и побуждал молодежь вовлекать молодежь страны в политику. Для Вас также важно снимать не только сахарно-сиропные фильмы?
- Да, конечно. Думаю, в этом весь я: меня привлекают определенного рода истории. Ничего не могу с собой поделать, ну Вы понимаете. Истории вроде Rang De Basanti входят мне в кровь и вдохновляют меня. Знаете, появляется чувство: ух ты, вот что-то, в чем я хочу поучаствовать! И уже одно это влияет на меня.
- Есть определенная формула, которая в Болливуде очень хорошо работает. Но, опять же, в 2001 году Lagaan пошел против этой формулы. Это был фильм, за который никто не хотел браться, сценарий, который едва не умер. Фильм длится больше трех с половиной часов, в течение которых зритель следить за относительно неизвестными актерами, если не считать Вас. И все же фильм стал ударным хитом... Конечно, Вы взялись за проект, потому что верили, что он сработает. Но остальные-то, не думали ли они, что Вы это зря затеяли?
- Ага... Все именно так и думают, причем всегда. Каждый раз, когда я начинаю новый фильм, я слышу: хм-м-м, на сей раз он точно все запорет. Все, кто меня знает, говорили: "Он сбрендил, но на сей раз он действительно смог." Даже когда я работал над Dil Chahta Hai, не говоря уже о Rang De Basanti и Taare Zameen Par, слышал: "Хм-м-м, забота о детях, образование… ладно". Но это и восхитительно - браться за что-то необычное и сложное и крушить правила основного течения кинематографа.
- Никто не хотел быть продюсером Lagaan. В конце концов, после долгих уговоров, Вы взялись за это сами. Но такое ощущение, что с этим было связано много сложностей. Я имею в виду, в фильме есть сцена, для которой вам нужно 10,000 деревенских жителей, а взять их неоткуда, ведь городок еще даже не построен. Как продюсер Вы должны были что-то с этим делать, я так думаю. Просто расскажите нам, какие трудности Вам пришлось преодолеть, чтобы снять этот фильм.
- Ну что ж, снимать Lagaan было особенно сложно. Я имею в виду, это историческая драма, плюс такой большой актерский состав, так много актеров и все такое. И чтобы добиться того, чтобы все были готовы к первому дублю, к восьми утра, для этого нужно быть на месте уже в четыре и начать подготовку, а это немного безумно.
- Утра?
- Да, утра. А крикет - это действительно сложно. Потому что ты знаешь мяч, а бита не делает того, что тебе от нее нужно. Да и 10,000 человек в день - это круто, потому что мы набирали множество команд, ходили по деревням и говорили: слушайте, мы снимаем фильм, многие из вас за всю свою жизнь не видели ни одного фильма. Давайте же вы сыграете в нем.
- После окончания съемок, как и все болливудские актеры, Амир переходит на частности в частной жизни, но это не означает, что мы не покусимся на личное. Дом, который мелькает в этом клипе, - в нем Вы провели много времени, будучи ребенком.
- Ну, не именно в этом доме, но да, в Панчгани, на той самой станции.
- А каким было Ваше детство?
- Что ж, на самом деле, более чем стандартное. Я думаю, родители очень хорошо нас воспитывали. Мы вели весьма уютную жизнь. Я имею в виду, родители были против того, чтобы я снимался в кино. Я ведь из киношной семьи. Мои отец и дядя оба были фильммейкерами. Дома я видел ад. Казалось, после этого ни в коем случае не подашься в мир кино. Но я редко слушаюсь людей. Я просто делаю то, что мне хочется. И когда они поняли... Вообще-то, они были против, потому что заботились обо мне. Каждого родителя беспокоит судьба его детей. Они придерживались этой линии, потому что эта профессия так неопределенна. Сегодня ты на коне, а завтра никто и... Это действительно жестокая профессия.
- Оглядываясь на перемены, произошедшие с Вами за эти годы, и просматривая клипы 80-х и 90-х, Вы гордитесь ими или думаете: "О Боже! Мне что, жить надоело?"
- Я совершенно смущен. Знаете, обычно, когда я завершаю работу над фильмом за шесть месяцев, мысль такая: эх, это недостаточно хорошо. Здесь мы запутались, надо было сделать это и это. Я очень вырос как актер и теперь могу все это делать гораздо лучше. Через какое-то время мне вообще перестает нравиться моя работа, она мне больше не нравится.
- Это жестко, но, наверное, это происходит от того, что Вы пересматриваете свой фильм?
- Раньше не смотрел. Я перестал пересматривать свою работу. Я много ее вижу, пока работаю над фильмом, а потом просматриваю вместе со зрителем на премьере - я так делаю со всеми своими фильмами. Смотрю их вместе со зрителем. А зритель даже не знает, что я в кинотеатре.
- Как же так?
- Не знает, потому что уже сидит в зале. А потом вхожу я, стою позади, прохожу в комнату, где находится проектор, где есть окошечки, через которые я вижу все и могу слышать все, что говорят. Вижу, как они ерзают в кресле, если им не нравится сцена. Это действительно видно. И если фильм не имеет успеха, внезапно начинаешь слышать скрип кресел - знаете, когда они стучат... скрипят, люди кашляют, и ты понимаешь, что вот сейчас потерял внимание зрителя.
- Вы заходили в проекционную комнату и смотрели фильмы, которые не имели успеха: Mela и Mann?
- Да, ходил. Да, смотрел. От этого разрывается сердце. Действительно разрывается. Но я думаю, ради этого я снимаюсь в таких фильмах. Я хочу, я делаю это для зрителей и хочу быть рядом и видеть, как им это нравится. И если им не нравится, я тоже хочу это видеть.
- Если бы мы попросили Вас назвать какую-то черту характера, которая помогла вам стать большой звездой, каковой Вы являетесь сейчас, что бы Вы назвали?
- Думаю, в моем случае это то, что я всегда делал то, что делало меня счастливым. Я очень рано в своей работе понял, что, знаете, каждый раз, когда я принимал решение, которое считал правильным, или просто обязан был что-то сделать, я отчаянно проваливался. Каждый раз, когда я сам себе казался таким умным, в итоге был в заднице. Когда же я делал то, что мне действительно нравилось, это играло мне на руку. Не важно, сколь нелепым казался другим этот фильм, сколь непрактичным... Каждый раз, когда я следовал зову сердца и делал то, что делало меня счастливым, это работало.
Bollywood Hungama 03'2009
Перевод с английского: Jyoti
Комментарии