Я делаю то, что доставляет мне удовольствие
30.09.2013
India Times, январь 2010 г. (два варианта перевода)
Прошедшие десять лет были благосклонны к Аамиру Кхану, но также и в некотором роде жестоки.
Трансформация из обычного парня сэра Никумба в "Taare Zameen Par" в верзилу с восьмью кубиками в "Ghajini" и затем новое изменение - 20-летний "маленький парень" для "3 Идиотов" - работа не для ординарного человека. Да, это достижение Аамира Кхана.
"Когда Вы захотите чего-то очень сильно, ум сдается и позволяет это сделать", - говорит актер, удобно устроившийся со скрещенными ногами на кушетке в его гостиной в Бандре. "Мы не понимаем, насколько сильным инструментом является человеческий разум. Я не могу объяснить, как я построил тело для "Ghajini" лишь за один год. Или облик 20-летнего парня для "3 Идиотов". Конечно, я приложил все силы к этому, делал гимнастику и правильно питался. Но много людей делают это, таким образом, причина в чем-то другом. Я полагаю, что все мои умственные усилия сосредоточились на этом желании, приумножая мои возможности и силы. И невозможное было достигнуто!"
Полдень, у Аамира на коленях поднос с завтраком – небольшой порцией омлета и кусочком черного хлеба. Заботливо он предлагает мне бутерброд, затем начинает из омлета и хлеба делать бутерброд и откусывает немного. Чай в прозрачной чашке – дополнение к прекрасной еде.
Через открытые окна проникает дуновение природы в скромную, но со вкусом украшенную комнату. На стене напротив меня с гордостью весит "Manjit Bawa", в то время как позади меня находится абстракция французской пары художников, приобретенная Аамиром и женой Киран во время их последней поездки во Францию.
В другой комнате весят три драматических полотна, на которых актер-друг Салман Кхан изобразил Аамира в период съемок и выхода "Ghajini". Похожи ли они на Аамира? Я смотрю некоторое время и нахожу, что каждый из них походит на нечто среднее между Аамиром и Салманом! "Боже мой", - говорит Бинки, менеджер Аамира, "это довольно опасно!" И она удирает из комнаты...
Годы упорной работы, выход одного высококлассного хита за другим и он - одно из самых надежных плеч, на которые опирается индустрия развлечений, что влияет на выбор этого одного из самых великих актеров нашего времени? Аамир все еще устраивается на его не совсем белой кушетке, задумывается на мгновение в тишине прежде, чем посмотреть на меня снова тем пристальным желтовато-шоколадным взглядом. Я постепенно обнаруживаю, что это его привычка. "Я делаю то, что доставляет мне удовольствие," – делает вывод Аамир. Все мои решения продиктованы этим, будь то съемки или моя личная жизнь. Я могу сделать ошибки, но, по крайней мере, все ошибки будут мои собственные. Я никогда не позволял кому-либо давить на меня. Когда я был ребенком, я был достаточно силен, чтобы сопротивляться страху перед людьми, которые любили меня, и совершать то, что сделало бы меня счастливым.
"Когда моя мать сопротивлялась моему решению начать работать ассистентом в Болливуде в 16 лет, я сказал ей, что я не закончил свое образование, я только начал. Я всегда четко представлял, чего я хочу."
Чувство собственного достоинства, самоуважение и чувствительность к другим мешают поискам Аамиром своего счастья. Особенно чувствительность. Аамир улыбается с теплым, отвлеченным взглядом. "Я был номером 1 в теннисе среди юниоров в Махараштре. Всякий раз, когда у меня была игра, мама ждала снаружи, чтобы спросить: "Jeete ya hare?" Я неизменно побеждал. Она улыбалась, затем делала задумчивый взгляд и говорила: "Jo haara, uski ammi ko kitna kharaab laga hoga..." Затем она начинала волноваться о матери парня, который проиграл мне. Я предполагаю, что это научило меня быть чувствительным ко всем вокруг". Аамир счастлив, затерявшись в воспоминаниях. Я стараюсь не мешать ему.
Прошедшее десятилетие показало, что Аамир пережил много поворотных моментов. Открытие продюсерского дома, его режиссерский дебют, награды за актерское мастерстов, съемки, номинация на Оскар, некоторые из его самых больших успехов случились в это десятилетие. На что это было похоже?
"Как актер, за прошедшие 10 лет я раскрылся очень сильно", - говорит Аамир, снова становясь мечтательным. "Я взволнован и готов экспериментировать. В моих ролях появляется все больше слоев". Возникла пауза, во время которой он смотрит в окно. Я начинаю использовать эти маленькие паузы и не стремлюсь заполнить их. Снова пристально смотрит на меня.
Аамир говорит: "За прошедшие 10 лет я вырос, чтобы глубже и глубже заглядывать внутрь. Как актер, вы играете, показывая внешние эмоции. Если вы счастливы, вы улыбаетесь; если грустно, вы плачете. В действительности мы намного сложнее. Не все обязательно улыбаются, когда счастливы или плачут, когда грустно. Сегодня я больше не сосредотачиваюсь на том, чтобы показывать радость; мое усилие состоит в том, чтобы чувствовать ее, чтобы чувствовать то, что чувствовал бы герой, которого я играю. То, что получается, является очень сложным и состоит из нескольких слоев."
На личном фронте в это десятилетие произошел его развод с женой Риной, матерью двоих его детей, и второй брак с Киран Рао. Аамир на четыре года отошел от работы, в это время он восстанавливал свое эмоциональное здоровье, находясь наедине с собой, его детьми, и даже ища профессиональной помощи. "Для меня брак очень много значил и я чувствовал себя эмоционально сломленным, когда он распался. Я не был в состоянии работать в то время. Это было также временем, когда я понял, что мне нужен эмоциональный якорь, чтобы работать; быть с семьей очень важно для меня."
И именно это он чувствовал, когда потерпел неудачу из-за своего полного сосредоточения на работе и различных ролях, которые он должен был развить и перевоплотиться. Слишком мало времени для семьи. "Я постоянно пытаюсь уравновесить это", - говорит он. "Именно поэтому я делаю один фильм за раз". Верный своему слову, после "3 Идиотов" Аамир планирует восьмимесячный перерыв в съемках, поскольку его маркетинговый блицкриг уже закончен.
Выбор режиссеров Аамиром Кханом всегда был острым вопросом. Он, как говорят, выбирает режиссеров (Ракеиш Мехра, Ашутош Говарикер и т.д), которые еще не преуспели. И он продолжает поставлять небывалые хиты вместе с ними. В результате, общее убеждение состоит в том, что Аамир выбирает "провальных режиссеров" и тайно направляет все свои кинофильмы вместе с ними.
"Это вообще не верно", – утверждает он. "Как я позволил бы другому человеку получить известность, если это моя работа? С другой стороны, с какой стати я присвоил бы ее себе? Правда, я хочу работать с режиссерами, которых я считаю талантливым, независимо от того, сняли ли они хиты или нет."
Он утверждает, что он не только не является тайным режиссером, но и даже не вмешивается в работу режиссера. "Когда я слушаю сценарий, и мне не нравится то, что я слышу, я не берусь за него; если мне это нравится, нет ничего, чтобы нужно было изменить! Я высказываю свое мнение, могу подвергнуть сомнению, но в конечном счете я соглашаюсь с тем, чего хочет режиссер."
Если Аамир выбирает своих режиссеров по их таланту, выбор кинофильмов является инстинктивным. На первый взгляд, каждая из историй, в которых он фигурировал, была уникальной и непохожей на другие. Аамир отправляется бродить по переулкам памяти. "Единственный общий момент состоит в том, что каждая из этих историй трогала меня эмоционально. Я становлюсь простой аудиторией, когда я слушаю сценарий."
Если Вы думаете, что Аамир знает напрямую, что он победит, Вы ошибаетесь. Он подтверждает: "Я принимаю самые непрактичные решения. И коммерческий успех - последняя вещь в моих мыслях, когда я работаю над фильмом. Мой ум не занят подобными вещами; я только сосредотачиваюсь на том, чтобы наслаждаться процессом и работой. Если бы я думал об успехе, я никогда бы не создал ни одного из своих фильмов: "Lagaan", "Dil Chahta Hai", "TZP", "Rang de Basanti", "Mangal Pandey" или "3 Idiots"!"
Годы показали, что Аамир стал более непринужденным. Он признается, что сознательно работал над всеми проблемами в отношениях в его жизни, включая отношения со СМИ. "Я научился многому в результате работы над "Taare Zameen Par"; это кино изменило меня, и я стал еще более чувствительным к людям и их отношению. Психиатр, которого я встретил во время исследований для "TZP", сказал мне, что все дети нуждаются в Безопасности, Доверии, Вере, Чувстве собственного достоинства и Любви. Я понял, что я нуждаюсь в тех же самых вещах также, как и все вокруг. Я решил применить это ко всем своим отношениям, и это то, что помогло мне понять и лучше взаимодействовать со СМИ в том числе."
Время пролетело, а я не сделал того, что я наметил. Аамир не знает и улыбается, когда он провожает меня к двери. В джинсах и рубашке, босиком, он все еще выглядит как Ранчо. Интересно, кем он станет для следующего фильма. Этот актер не создает роль с помощью косметики и игры; он фактически становится его героем!
Источник: timesofindia.indiatimes.com
Автор перевода: diamante
Другой вариант перевода этой же статьи (немного отличается)
«Я чувствовал себя эмоционально опустошенным, когда развалился мой брак», - Амир.
Это десятилетие было добрым к Амиру Кхану, но в чем-то и жестоким. Актер беседует с Винитой Давра Нангия, вспоминая различные аспекты своей работы, жизни и жизненного пути.
Превратить тело средненького парня сэра Никумба из Taare Zameen Par в скульптурное тело красавца с восемью кубиками пресса в Ghajini, а затем вдруг стать свежим 20-летним «маленьким парнем» из 3 Idiots – работа не для обычного ума. И да, именно своему уму Амир Кхан приписывает это достижение. «Когда ты хочешь чего-то очень сильно, включается мозг и делает это возможным, - говорит актер, сидя на диванчике в гостиной своего съемного дома в Бандре, уютно скрестив ноги. – Мы не осознаем, какой силой обладает мозг человека. Не могу объяснить, как я умудрился подготовить свое тело к Ghajini всего за год. Как не могу объяснить свою внешность 20-летнего парня в 3 Idiots. Ну конечно, я к этому стремился, занимался физическими упражнениями, правильно питался. Но многие так делают, так что было что-то еще. Я думаю, что все мои умственные энергии сфокусировались на этом желании, во много раз увеличив мои усилия. И невозможное стало возможным!»
Сейчас день, и Амиру подают на подносе, который он ставит на колени, завтрак: тощий идеальный круг омлета с тонким ломтиком темного хлеба. Он заботливо предлагает мне тарелку с сэндвичами, потом превращает свои хлеб и омлет в сэндвич и откусывает. Чай в прозрачной чашке дополняет завтрак.
Много свободного пространства и открытые окна привносят дуновение природы в обустроенную с комфортом комнату. Со стены напротив спесиво смотрит Манджит Бава, а позади висят абстракции пары французских художников, купленные собственноручно Амиром и его женой Киран во время их последней поездки во Францию.
В соседней комнате висят три драматичные картины, что нарисовал для Амира друг, актер Салман Кхан во время съемок Ghajini. Похожи ли они на Амира? Какое-то время пялюсь и наконец замечаю, что одна из них похожа на самих Амира и Салмана! «Пес Оми, - объявляет Бинки, менеджер Амира, - это очень опасно!» Вскоре после этого она выскакивает из комнаты...
Годы интенсивной игры, один суперхит за другим, одно из самых способных плеч, на которых отдыхает фортуна индустрии развлечений… Что влияет на выбор ролей этого актера, одного из величайших актеров наших дней? Амир, все еще восседая на своем белом диване, мгновение размышляет в молчании, прежде чем вновь зафиксировать на мне свой напряженный шоколадно-бурый взгляд. Я постепенно обнаруживаю, что это его привычка. «Я делаю то, что делает меня счастливым», - заключает он. Все мои решения продиктованы этим стремлением, будь то фильмы или моя личная жизнь. Я могу допускать ошибки, но, по крайней мере, все эти ошибки мои. Я никогда не позволял себе уступать чьему-то давлению. Даже ребенком я был достаточно сильным, чтобы противостоять страхам людей, которые меня любили, и делать то, что приносило мне счастье. Когда моя мама стала сопротивляться моему решению пойти работать в Болливуд ассистентом в свои 16, я сказал ей, что не прерву свое образование, что я только начинаю его делать. Я всегда четко знал, чего хочу».
Достоинство, самоуважение и постоянная чувствительность по отношению к окружающим помогают Амиру в его поисках счастья. Особенно чувствительность. Амир улыбается с любовью, но взгляд его устремлен далеко. «Я был первым номером Махараштры по теннису в детской группе. Каждый раз, когда я выходил после игры, снаружи меня встречала мамуля, чтобы спросить: «Ну что, выиграл?» И я неизменно выигрывал. Она улыбалась, потом становилась задумчивой и говорила: «Jo haara, uski ammi ko kitna kharaab laga hoga...» А потом она начинала переживать за мать того парня, что проиграл мне. думаю, именно это приучило меня проявлять чувствительность по отношению ко всем вокруг». Амир счастлив, он затерялся в воспоминаниях. И я на время оставляю его там.
За последние десять лет Амир пережил несколько вех в своей карьере. Открытие собственной продюсерской компании, первые режиссерский и продюсерский проекты, награды за актерскую и режиссерскую работу, за фильмы, номинация на Оскара и прочие величайшие успехи – все случилось за последние десять лет. Каким был этот путь? «Как актер за последние 10 лет я открыл много нового, - говорит Амир, перескочив с одного воспоминания на другое. – Я жаден до экспериментам и с восторгом иду на них. И моя игра стала более многослойной». Следует пауза, во время которой он смотрит в окно. Я начинаю привыкать к этим молчаливым паузам и уже не стремлюсь их заполнить.
Взгляд вновь возвращается ко мне. Амир говорит: «За последние 20 лет я вырос и все чаще оглядываюсь на духовную сторону. Как актеров нас учат выражать эмоции, выплескивать их. Если ты счастлив – улыбайся, если грустен – плачь. В жизни мы ведем себя куда более сложно. Не все непременно улыбаются, когда счастливы, или плачут, когда грустно. Так что сегодня я больше не стараюсь показать радость; я пытаюсь прочувствовать то, что чувствовал бы мой герой. То, что исходит от меня, очень сложно и многослойно».
В личном плане это десятилетие было свидетелем его разъезда и развода с женой Риной, матерью двух его детей, и его второго брака с Киран Рао. Амир на четыре года отошел от работы, стараясь вновь обрести свое душевное здоровье, побыть наедине с самим собой, с детьми, он даже искал профессиональной помощи. «Я придавал огромную ценность своему браку, и когда он распался, я чувствовал себя эмоционально опустошенным. В те годы я был не в состоянии работать. И именно тогда я понял, что, как бы я ни был предан своей работе, в тяжелые времена мне нужен эмоциональный якорь, нужно укорениться в семье – для меня это важно.»
И вот что он сейчас чувствует: он совсем потерялся в работе и в разных своих аватарах, в которые приходилось перевоплощаться и которые приходилось развивать. Осталось слишком мало времени на семью. «Я постоянно пытаюсь соблюдать баланс, - говорит он. – Вот почему одновременно я снимаюсь только в одном фильме». Верный своему слову, сразу после 3 Idiots Амир планирует восьмимесячный отпуск, как только завершится маркетинговый блицкриг.
О том, с какими режиссерами Амир предпочитает работать, всегда очень жадно спорят. Говорят, что он выбирает режиссеров (Ракейша Мехру, Ашутоша Говарикера и т.д.), дела которых идут не слишком хорошо. И постоянно выдает с ними крутые хиты. В итоге создалось мнение, что Амир выбирает «провальных режиссеров», чтобы самому по сути быть режиссером своих фильмов. «Это чистейшая выдумка, - возражает он. – Ну почему я буду приписывать кому-то свой успех, если это моя работа? С другой стороны, зачем мне приписывать себе чужой успех? Правда в том, что я предпочитаю работать с режиссерами, которых считаю талантливыми, независимо от того, есть ли на их счету хиты.»
Амир не только не является сорежиссером своих фильмов, но и утверждает, что вообще не вмешивается в работу своих режиссеров. «Когда я слушаю сценарий, если мне не нравится то, что я слышу, я просто не берусь за роль; если же мне нравится, то и менять нечего! Я обсуждаю, могу задать какие-то вопросы, но в конечном итоге делаю то, чего хочет режиссер».
Если Амир выбирает своих режиссеров за талант, то выбор фильмов происходит более инстинктивно. Что видно сразу – так это что каждая история, в которой он фигурирует, уникальна и непохожа на остальные. Амир вновь погружается в воспоминания. «Единственное, что роднит все эти истории, - они меня эмоционально тронули. Когда я слушаю сценарий, я сам становлюсь зрителем».
Если вы думаете, что Амир уверен, что он победитель, то вы ошибаетесь. И он подтверждает: «Я принимаю самые непрактичные решения. И коммерческий успех фильма – это последнее, о чем я думаю, когда снимаюсь в фильме. Мой мозг не работает в этом направлении; я фокусируюсь на удовольствии от процесса и на работе. если бы я думал об успехе, то никогда б не согласился на некоторые свои фильмы: Lagaan, Dil Chahta Hai, TZP, Rang de Basanti, Mangal Pandey и 3 Idiots!»
Все эти годы Амир был расслаблен и легок. Он признает, что сознательно работал над всеми рухнувшими отношениями в своей жизни, в том числе и над отношениями с прессой. «Я много узнал после Taare Zameen Par; этот фильм меня изменил, я стал еще более чувствительным по отношению к людям и их реальности. Психиатр, с которым я встречался, пока готовился к съемкам в TZP, сказал мне, что все дети нуждаются в Безопасности, Вере и Доверии, Достоинстве и Самоуважении и, конечно, в Любви. Я понял, что мне нужно то же самое, и всем вокруг меня тоже. И я решил использовать это знание во всех своих отношениях, и это помогло мне понять и лучше взаимодействовать с прессой в том числе.»
Время за разговором пролетело незаметно, и я получила намного больше, чем надеялась. Амир не против, он улыбается и проводит меня до двери. Босой, в джинсах и рубашке, он по-прежнему производит впечатление фермера с ранчо. Я гадаю, каким он будет в своем следующем фильме. Ведь в случае с этим актером смело можно говорить, что он вживается в роль не при помощи игры и грима – он просто становится этим героем!
India Times 01'2010
Перевод с английского: Jyoti
Комментарии