Я верю, что смогу летать!
24.03.2013
Журнал "G", июнь 2001 г.
Я верю, что смогу летать!
- Когда Ашутош Говарикер впервые обратился к тебе с идеей Lagaan, ты отказался. Что повлияло на тебя настолько, что позднее ты настолько принял эту идею, что даже решил стать ее продюсером?
Да, Ашутош пересказал мне основную идею фильма очень давно, но тогда она меня не заинтересовала, почему я и отказался. Но спустя четыре или пять месяцев он снова связался со мной и сообщил, что он завершил сценарий, над которым старательно работал на протяжении последних четырех месяцев. Он попросил у меня всего четыре часа, чтобы вычитать его мне. Я выказал свой интерес, еще не зная, что это тот самый сюжет, что мне уже предлагался. Узнав, что речь идет о прежнем сюжете, я честно сказал ему, что это пустая трата времени. Но он очень настаивал. В конце концов, Ашу в первую очередь друг, к тому же, он работал над сценарием целых четыре месяца. Он попросил у меня всего-навсего четыре часа. Это меня не могло оставить равнодушным. Я извинился и согласился раскрыть свои уши. Мы встретились, и через пятнадцать минут повествования я проникся сюжетом. К концу повествования я уловил полную картину его кропотливой работы. В сюжете столько боли, это такая красивая история, когда-то вкратце рассказанная мне. Я был поражен и решил не просто работать в фильме, но и продюсировать его.
- На заре своей карьеры ты твердо обещал, что никогда не станешь продюсером. Комментарии.
Да! Это было внезапное решение. Меня никогда не интересовало продюсерство. Но сама судьба вовлекла меня в это дело. Решение стать продюсером Lagaan было принято не сразу после прослушивания сценария. Я прослушал идею как актер, Ашу пересказал мне ее с точки зрения режиссера. Когда мы начали перебирать продюсеров, выбор был огромен. Большой выбор. Но нам нужен был продюсер, который должен был судить о сценарии, исходя из веры в Ашу (а его ранние фильмы «Первое очарование» - Pehla Nasha и Baazi не слишком-то удались), и это было трудно. Вот тогда я и решил, что чем доверить проект одному из продюсеров, почему бы не продюсировать его самому. Что я и сделал.
- Кроме того, что это исторический фильм с большим бюджетом, ты доверил руководить его съемками режиссера, печально известного двумя провалами. Что заставило тебя поверить в режиссерский потенциал Ашутоша?
Была не одна, а целых две причины моей абсолютной веры в Ашу как в режиссера! Прежде всего, сценарий – весьма удачный отрезок работы, вторая причина – Ашу очень много работал над темой. Два первых его фильма – это римейки голливудских фильмов, поэтому он не очень заострял внимание на сценарии. Он полагался на оригинальные версии и как режиссер не слишком активно работал воображением. Lagaan – совсем другое дело. Lagaan – его собственная идея, и потому он целиком посвятил себя ей. Вот поэтому я предпочел его всем другим.
- Для первого набега на продюсерское ремесло ты весьма широко раскрыл рот. Например, исторические сцены никогда не смотрелись очень хорошо на индийском экране. Ты же пригласил английских актеров – и все равно умудрился уложиться в один график. Как тебе это удалось?
Я всегда рискую. Такова моя природа! Я терпеть не могу вещи, проекты – все, что идет гладко и спокойно, чего легко достичь. В таких случаях если получаешь хороший результат, приходится работать с удвоенной силой. Это мой жизненный принцип. Сегодня у меня есть имя, деньги и ноу-хау. Комбинируя все это, я поставил себе цель снять красивый фильм, и я это сделал!
- Каково было работать с англичанами?
Очень хорошо! Я был против идеи работать с индийскими актерами, изображающими английский акцент, и потому отправил директора по кастингу в Лондон. Он договорился о кинопробах, а Ашу отправился за границу для принятия решения. У актеров было время сблизиться с нами. Мы были как одна большая семья.
- Твое мнение о не самом высоком положении индийского кино на мировом рынке?
Понимаете, у нас нет актеров с достаточным потенциалом, чтобы покорить мировую арену. Но у нас есть фильммейкеры вроде Шекхара Капура. Манера, в которой он снимал Elizabeth, трудна даже для англичан.
- Ты часто подписываешь контракты на фильмы у новых режиссеров. На это есть какие-то особые причины?
В чем-то это правда – многие мои фильмы снимались новыми режиссерами. Собственно, мой первый фильм снимал новый фильммейкер – Мансур Кхан. Мы оба были тогда новичками, да у меня и не было выбора. Позже у меня появился выбор. «Сердце» (Dil) – дебютный фильм Инду (Индры Кумара). Что касается Дармеша Даршана, его «Похищение» (Lootere) провалилось, лишь потом был «Раджа Хиндустани» (Raja Hindustani). До «Весельчака» (Rangeela) у Раму (Рам Гопала Варма) было лишь четыре провала. До «Непокорившегося судьбе» (Ghulam) Викрам не был на хорошем счету как режиссер. Джон Мэттью Матхан был новичком на съемках «Злого умысла» (Sarfarosh). Это совершенная случайность, что людям понравились все эти фильмы. Исходя из этого внушительного списка, наверное, Ашутош должен был преуспеть с Lagaan. Пусть это будет дружеским мнением.
- Какого критерия ты придерживаешься, когда подписываешь контракт на фильм?
Прежде всего, я тщательно изучаю сценарий. Если он меня не привлекает, я больше не думаю о нем. Потом режиссер. Я спрашиваю себя: «Смогу ли я работать с этим режиссером или нет?» Если напрашивается положительный ответ, тогда, и только тогда, я даю свое согласие. Третий вопрос – самый важный – продюсер. Много раз продюсер от избытка энтузиазма начинал проект, но позднее съезжал с темы из-за нехватки капитала или многократно извинялся, замораживая его. В таких случаях актеры, уже утвердившие график, вынуждены сидеть дома и бить баклуши. Вот почему для меня всегда так важно, кто будет продюсером фильма.
- Каков, на твой взгляд, идеальный индийский фильм?
Это семейное развлечение с известной долей эмоциональности. Зритель обязательно оценит. Музыка также должна быть хорошей. Все это мы постарались учесть при съемке Lagaan.
- Как ты работаешь над тем, чтобы улучшить сюжет?
Я никогда не учился играть. Я полировал свои способности временем и постоянными усилиями. Я всегда репетирую сцену до тех пор, пока не буду удовлетворен. Иногда достаточно прочитать сцену, чтобы я точно знал, что сумею отыграть ее с одного дубля. Иногда репетирую минут 10-15 и все еще сомневаюсь. Но никогда не прибегаю к дополнительным ужимкам.
- Думаешь, людям понравится фильм?
Я посмотрю Lagaan в кинотеатре и из первых рук узнаю реакцию зрителей на мой фильм.
Shakeel Ahmed, Журнал "G" 06’01
Перевод: Jyoti, PriyaClub.Ru