По просмотру Любящих сердец (2001)
17.04.2013
Обзор-рецензия на фильм Желание сердца / Любящие сердца / Dil Chahta Hai, 03 марта 2007 г.
Димпл Кападия – "Любящие сердца - Dil Chahta Hai –
поднимут на ноги киноиндустрию и введут новые правила."
Я начинал смотреть фильм Фархана Акхтара Любящие сердца (Dil Chahta Hai) со своеобразным ощущением: все индийские фильмы, смотренные мной до того, были сняты в 20 веке, кроме того, в традициях, воплощавших основную суть индийского кинематографа тех лет. Кровавые семейные распри, убийства и обманы, всепоглощающая любовь, индийские песни, наконец, - увижу ли я это все, или XXI век привнесет что-то иное?
Для меня индийское кино, как, например, и китайское, - всегда что-то отдельно стоящее, сепаративное по сравнению с фильмами Европы, Америки. Начиная смотреть индийскую сагу, я всегда заранее настраиваюсь особым образом – НЕ оценивать фильм по европейским стандартам мышления. Здесь и там – совершенно разные миры, культура и философия. Говоря более конкретно, в индийских фильмах мало логики и тонкостей. Это "мелочи", которым не нашлось особого места в драматургии. Для меня, настоящие индийские полотна написаны широким мазком, по-крупному, они отражают настроения масс (вспомним, сколько населения проживает в территориально не такой уж большой Индии), они отражают большие чувства: если любовь - то до гроба, если смерть – то вместе и без страха, если ненависть – то жгучая, до убийства! И когда режиссерское мастерство, и, возможно, актерская игра тоже, недостаточно убедительно рисуют эти настроения, мы сразу замечаем – наигранно, неправдоподобно, чересчур... Но смею вас заверить, что если режиссер на высоте, то никакое отсутствие мелочей, внутренней логики, психологических тонкостей и прочего не помешают вам насладиться фильмом. Индийское кино XX века в полном смысле монументальное. Оно обращается к массам.
Что же ожидает нас в Любящих Сердцах?
Здесь все другое. Это как сесть в машину времени и выйти из нее через сотни лет – планета та же, но иная, со своим временем, своими эмоциями... И в этом смысле этот фильм для меня явился открывающим XXI столетие – индийское кино нового века, со своим мироощущением. "... введут новые правила" - предрекла Димпл? Давайте посмотрим, что она имела в виду.
Фильм рисует жизненные пути трех друзей. Каждый решает свою судьбу по-своему, и любовно, и карьерно, но тем не менее важнейшим для них остается дружба. Дружба, которая не иссякает после школы или после университетов, дружба, которая не мешает, когда появляются семьи. Дружба, которая нужна им всегда. Сразу скажу, что и не только в индийском кино, но правдиво показать настоящую мужскую дружбу – задача из сложнейших. Нет ничего проще, чем хлопать друг друга по плечу, давать кому-то в морду, спасая друга в драке, или подшучивать, разыгрывая по телефону. Но зритель сразу чует, где дружба киношная, показная, а где отношения перехлестывают через экран. И в этом смысле можно сказать, что молодой режиссер Фархан Акхтар полностью справился со своей задачей. Прежде всего, великолепный кастинг - Аамир Кхан, Акшай Кханна и Саиф Али Кхан. Трое совершенно непохожих друг на друга, как времена года. И это притягивает следить за ними. Мы видим их в непростой период жизни, когда они вынуждены давать оценку не только своим личным чувствам, но и чувствам друг друга.
(Надо же как, теперь уже эти три актера по-другому воспринимаются. Например, Аамир Кхан оказался суперхитом, многоопытным актером, набравшим кучу всяких "медалей" и т.п. )))
Обратите внимание – фильм идет 3 часа! Чтобы удержать зрителя перед экраном в фильме, где отсутствуют погони, убийства и мировые катастрофы, нужны действующие средства.
(Как выяснилось, большинство индийских фильмов идут по 3 часа в 2 серии. Правда, это не означает, что все они выдерживают критику.)
И режиссер использует довольно популярный ход – ретроспективу. События повествуются из настоящего в прошлое. Предлагаю такое – просмотрите первые несколько минут фильма, и запомните ваши ощущения, ок?
Без сомнения вы почувствуете напряжение в, казалось бы, прозаических сценах – один друг приезжает к другому, чтобы поддержать, а третий отказывается.. один из друзей думает жениться, но это страшно удивляет другого, и еще более удивляет женитьба третьего... Да что же тут за интрига замешана? – восклицает зритель и... не замечает, что попадает в сети режиссера: с этого момента он будет увлеченно следить за развитием событий, ведь необходимо разобраться во всем. Как в детективе. Нехитрый, но очень умелый прием. И настоящую кульминацию этой интриги мы получаем в конце фильма, когда понимаем, что не только мы, зрители, но и они, герои, так же, как мы, вспоминают и заново переживают все события своей жизни, что и приводит к развязке. Великолепная "арка", перекинутая на весь фильм. Это заставляет вспомнить слова Кападии о новых правилах. Я – за то, чтобы такие сюжетные приемы стали правилом.
Из троих друзей на меня более всего произвел впечатление герой Акшая Кханны. С виду невозмутимый, даже флегматичный, спокойный художник оказывается разбит наголову женщиной, которая замечает, что он прячет свой внутренний мир, свои эмоции, свои идеалы в себе, и только на картинах позволяет им вырваться на волю.
(Как ни странно, посмотрев теперь другие фильмы с ним, обнаружил, что ему как раз не дают такие сосредоточенные, почти философские роли. Как раз более дают динамичные, или комические. И хотя он справляется с ними очень славно, все же роль Сида в Любящих сердцах - не только его лучшая работа, но и одна из лучших актерских работ в Болливуде вообще, из того что я видел. "Вы же сами видели" - сказала Кападия в интервью- "Акшай настолько изумителен, что в сценах со мной я постоянно ощущала, что он может сделать со мной все что угодно. Я была полностью в его власти." Да, из уст маститой актрисы это звучит щедрым комплиментом)
Кстати, и о самой актрисе. ))
Ее роль – Тара, которую играет Димпл Кападия, и здесь я подхожу к женскому кастингу фильма.
Признаться, партнерши Амира и Саифа – Прити Зинта и Sonaly Kulkarni достаточно сильно проигрывают по правдивости своим партнерам, и Димпл Кападии тоже. Сорри поклонникам этих актрис, но будучи вовлеченными в один фильм с популярной индийской звездой, мне сразу стало очевидно, что им не хватает того внутреннего тепла, достоинства, которое отличает Кападию сейчас. Проще говоря, их лица не достаточно одухотворенные. Впрочем... возможно, их сюжетные роли более стандартны, ожидаемы, и это сказывается. Димпл и вправду достался самый интересный сюжет, хотя он диаметрально противоположен ей, как человеку. "За такую роль как у меня можно умереть" - сказала она в интервью. Она играет несчастную мать, потерявшую и брак, и возможность видеться с единственной дочкой. Собственно, живет она по инерции, работая дизайнером и выпивая от безысходности. И при этом она умный и чуткий человек, разносторонне развитый. Вот попробуй объединить такие противоположности. Что мне показалось самым сложным challenge (вызовом) в роли Тары – это то что Димпл была изначально лишена возможности играть красивую женщину. Это ей было бы куда легче, разумеется, но сюжет бы не состоялся. И потому – она должна была играть измученную женщину, с мешками под глазами и забывшей, что такое улыбаться, и при этом – оставаться прекрасной! Иначе ее бы не полюбил герой Акшая Кханна. Получилось это у нее или нет - оцените сами, посмотрев Любящие Сердца. Я же запомнил для себя, что их дуэт - чем-то сродни антониони'ским историям. Одиночество, неизбежность, прекрасные мгновения...
Фильм, к счастью, не является исключительно психологической драмой. Здесь есть и приколы, и настоящие "кидалы", как в случае с Саиф Али Кханом. Это как раз достижение и актеров и режиссуры, что фильм смотрится очень легко, с улыбкой, несмотря на все перечисленное выше. Есть и очень чистые, простые действия героев, которые впечатляют именно тем, что они исходят из сердца, без расчета. Например, когда герой Акшая Кханна пытается по-человечески помочь девчонке, безответно влюбленной в его друга, не тратить свое время зря... Или когда он же приглашает убитую горем Тару отпраздновать ее день рождения в кафе – конечно, это ни в коем случае не заменит ей дочь, не даст ей счастья, но все же... Или герой Амира, понявший разницу между одними и теми же словами, но сказанными с любовью и без любви.. Кстати, очень удачная находка, архитектонически в духе настоящей режиссуры.
Кстати, о музыке. Она, в общем-то, тоже поменялась в Болливуде, но тут я не могу утверждать, когда, в каких годах. Музыка Любящих сердец - совершенно адаптированная для слуха европейца, и пока я не решусь сказать, хорошо это или нет. В любом случае, музыка сделана очень славно и профессионально, особенно "молодежная" танцевальная в начале, а также основной лирический трек. Возможно, это также одно из новых правил.
На самом деле, много моментов и кадров, которые впечатляют до глубины души. Скажу еще, что чисто операторская работа на высоте. Просматривая фильм заново, я отмечал для себя очень точную, и творческую, работу операторов. Найти нужный ракурс – полдела, и этот фильм многое мне дал в понимании кинодраматургии. Блестяще пронзительно сделана сцена, когда Таре звонит ее муж - если наблюдать за тем что происходит на заднем плане..
(Кстати вот Аамир Кхан поначалу просто произвел хорошее впечатление. Теперь же, пересматривая, вижу что роль то ему досталась неслабая. По сути, он единственный из друзей кто претерпевает полное перерождение, из-за любви, из-за дружбы ему приходится менять характер. И если в случае с борьбой за любовь ему приходиться бороться с мужчиной за девушку - а это естественная ситуация, то за то, чтобы сохранить дружбу, ему приходиться бороться с... со своей гордостью, со своим видением мира, своими привычками. Это куда сложнее.)
Но основная тема фильма – дружба, не всегда веселая и забавная, а подчас – трагичная, и все вертится вокруг этого. Не забуду, как герой Саифа оказался в ситуации, когда он оказался в пропасти между двух поссорившихся друзей – и ни помирить их, и ни принять позицию кого либо.. тяжело.. сам был в такой ситуации. И в этом смысле концовка вас несомненно впечатлит. По сути, на нее работает весь фильм, как и должно быть в идеале. Случилось это в начале фильма – и ничего бы мы не ощутили. Но в полчаса разговора двух друзей неожиданно вклинились многие недели прошлого... и все изменилось.
Вы досмотрели фильм? Помните, я предлагал вам запомнить свои ощущения от просмотра первых минут? Теперь включайте фильм заново и посмотрите эти первые минуты снова...
Почувствовали что-то новое? ;-)
Для резюме, готов согласиться с Д. Кападиа, что фильм должен оказать большое влияние на индийское кино, хотя разумеется индийская актриса знает и понимает в этом куда более меня.
Фильм несет свежее ощущение, и 3 часа пролетают как один? И в этом смысле это полноценное новейшее индийское кино.
Я сделал вывод, что индийские режиссеры умеют достигать единства формы, не прибегая к историческим сюжетам, или спасениям человечества в духе Голливуда. Рад, что при этом в индийском кино появились те мелочи, которые отличают серьезное кино от развлекательного. Рад, что умеют снимать тяжелые отношения легко.
(Стоит добавить, что теперь, посмотрев несколько десятков индийских лент, этот фильм по-прежнему удерживает первые строки, т.е. если ранее он просто казался отличным фильмом, то теперь я вижу, как он возвышается над многими другими. Не знаю, случайно ли - но в Индии он был оценен по высшей шкале - суперхит.)
Комментарии