Появление больших билетов
30.09.2013
Screen, июль 2010 г.
600 экранов по всей Индии, 200 – на зарубежных территориях. Продюсер Аамир Кхан о том, как вертелась идея индийского фильма в его голове. Peepli [Live].
В декабре прошлого года Аамир Кхан упомянул о том, что будет воздерживаться от актерства в 2010 году. Отвечая на расспросы о 3 Idiots, который как раз выходил на экраны, он упоминал, что большую часть нынешнего года будет продюсером, будет заниматься продвижением Peepli [Live] (режиссер Ануша Ризви), Dhobi Ghat (режиссер Киран Рао) и Delhi Belly (режиссер Абхинай Део) – все три снимаются под руководством режиссеров-дебютантов. И Кхан явно сдержал свое слово: в настоящий момент он находится в эпицентре промоушена и маркетинга Peepli [Live], сатиры с весьма скромным бюджетом, режиссером которой выступает журналистка Ануша Ризви. Но те, кто следит за паблисити фильма, должны знать, что его детальная стратегия вызвала громадный интерес к этому маленькому проекту.
Сиддхартх Рой Капур, глава «УТВ Моушн Пикчерс», говорит, что звездная мощь Кхана прибавила фильму ценности, которая "просто неизмерима. То видение, которое Аамир способен выложить на стол, было вложено в фильм, который теперь все с нетерпением ждут. Мы уже работали вместе над Rang De Basanti, Taare Zameen Par и Jaane Tu... Ya Jaane Na, и это было для нас удовольствием, потому что он с головой окунается в каждый аспект. К тому же, Аамир – человек, который в курсе каждого аспекта кинопроизводства. И в то же время он открыт для обратной связи от любого человека, будь то его Человек-Пятница или глава киностудии. Он выслушает всех, прежде чем наконец примет решение."
Звездная сила Кхана (хоть он и не снимался в фильме) убедила UTV пойти на широкий релиз: 600 копий по всей Индии и 150-200 копий на международных рынках. Стоимость фильма уже окупилась за счет предпродажи прав на телепоказ за 100 млн. рупий.
Вот выдержки из его добровольного разговора со Screen.
- Начнем с самого начала — с чего начинался Peepli [Live]...
- Я снимался в Mangal Pandey, второе название которого – The Rising («Восход»), особенно журналисты так любили его называть... Как раз тогда получил e-mail со сценарием фильма под названием The Falling («Падение»)! Я подумал, что кто-то просто насмехается, поддевает меня, и потому просто проигнорировал письмо, но Ануша на этом не остановилась. Когда она сказала мне, что она журналист (с «ЭнДиТВ»), я немного более серьезно отнесся к письму: не так уж часто к тебе приходит со сценарием журналист. Я заинтересовался, но все никак не было времени сесть и послушать ее, потому что если я работаю над фильмом, я не способен ничем другим заниматься. Уже когда я снимался в Rang De Basanti в Дели, я попросил ее прийти и поведать мне сценарий. Сценарий мне очень понравился, но нужно было задать еще пару вопросов, чтобы лучше его понять, потому что среда, о которой она говорила, - что-то, с чем я был мало знаком. У меня были вопросы по теме, и ее ответы еще больше привлекли меня к материалу. Я сказал ей, что мне нужно еще глубже разобраться в теме, потому что я с ней не сталкивался. Когда я прослушал второй черновик, то был окончательно убежден.
- Что в сценарии вам особенно понравилось?
- Мне понравился Peepli..., потому что он говорит о чем-то важном в очень мягком ключе. Послание, которое в нем содержится, многослойно. И, опять-таки, оно интригует, оно занятно и пробуждает мысли. И на многих уровнях это душещипательная история.
- Добавили что-то свое?
- Когда мне нравится сценарий, мне мало что остается в него добавлять. В Peepli… есть герой, которого я предложил включить в сюжет. Вот и весь мой вклад.
- Peepli [Live], Dhobi Ghat и Delhi Belly — Амир Кхан Продакшнс как будто нацелен на специфического зрителя, которому предлагает совершенно иное кино...
- Это наш четвертый проект после Lagaan, Taare… и Jaane Tu…, все они действительно разные. Вот так я работаю, дружок... Меня привлекают разные вещи. Для меня нет ничего необычного в том, чтобы вовлекаться в то, чего я до сих пор не делал. Может, потому меня и привлек этот проект. Для меня факт состоит в том, что все новое хорошо.
- Вы не снимаетесь в этом фильме. Вас не беспокоила проблема нехватки звезд в кастинге?
- Я всегда верил, что кастинг должен соответствовать требованиям фильма. Мы сделали кинопробы с актерами, чтобы посмотреть, подходят ли они на роль. Эти характеры должны быть такими, чтобы в них верили, а если взять на роли звезд, поверить будет намного сложнее. На самом деле, звезда могла просто испортить фильм. В одно время мы даже игрались с идеей, а не сыграть ли мне Натху. Ануша и я обсуждали эту возможность. И пришли к одному выводу: если я сыграю эту роль, на фильм пойдет больше народу. Но если бы я сыграл Натху, мне было бы сложно вынести фильм на себе. Это была проблема, потому что, с одной стороны, я мог дать фильму определенные преимущества, с другой, я мог все испортить. Какое-то время мы нянчили эту идею, а потом она нашла Омкара, который нам обоим показался идеальным вариантом. Я бы пошел на кинопробы на эту роль, только если бы работал над ней. Но после Омкара не было необходимости пробовать меня, потому что я все равно не смог бы сыграть лучше, чем он.
- Никаких звезд, только несколько театральных артистов. Как продюсер, режиссер и актер фильмов основного течения вы не испытывали из-за этого дискомфорта?
- Мехмуд, сорежиссер фильма, и директор по кастингу оба из театра, отлично разбираются в вопросах кастинга. После того, как они делали выбор, они предлагали его мне, но едва ли хоть раз я расходился с ними во мнениях.
- В чем ключевая идея продвижения Peepli [Live]?
- В случае с Peepli [Live] мы очень прямы в обращении. Это не 3 Idiots и не Ghajini, поэтому мы не можем исполнять с ним никаких трюков. Это просто будет против природы фильма, потому мы просто сконцентрировались на материале. Мы хотим, чтобы рекламные ролики были основным видом продвижения. Пусть люди посмотрят ролики и решат, хотят ли они смотреть фильм.
- Вы упоминали, что фильм выйдет и на международном рынке. Но есть ли там зрители, которых заинтересует Peepli [Live]?
- Я очень, очень много работаю над международным зрителем, потому что верю, что Peepli [Live] вполне естественным образом привлечет и заинтересует мирового зрителя и зрителя независимого кино. Таких зрителей немного, но во всем мире есть люди, которые хотят смотреть фильмы вроде «Ничья земля» или «Эмили». Так что мы пытаемся достучаться до тех зрителей и с этими мыслями выходим на другие кинофестивали, так что фильм будет идти по всему миру.
- Насколько помогает показ фильма на этих кинофестивалях?
- Прежде всего, на такие фестивали трудно попасть, так что, если фильм не имеет собственной силы, он просто не попадет на кинофестиваль вроде Sundance. Peepli [Live] стал первым индийским фильмом, который попал в конкурсную программу кинофестиваля Sundance или Берлинского кинофестиваля. Так что факт есть факт: его выбрали, благосклонно посмотрели кинокритики, и это будет его преимуществом в достижении мирового зрителя.
- Феномен «Милилонера…» заставил мир заинтересоваться фильмами с индийской историей?
- За последние лет десять информированность об индийском кино повысилась. Думаю, все началось с Lagaan, который номинировался на премию Киноакадемии. Для кинофестивалей с конкурсантами со всех частей света не столь уж необычно смотреть фильмы из Индии. Пусть «Миллионер…» вызвал большой интерес к фильмам из Индии фестивальной аудитории, но само по себе это не необычно.
- Могут ли болливудские фильмы протаптывать себе значимую дорожку на зарубежных территориях?
- Есть популярное кино и есть мировой кинематограф среднего уровня с оборотом в 500,000 долларов. Индийские фильмы более чем хорошо идут на мировом рынке (в Штатах). 3 Idiots заработал $7 миллионов, что в 14 раз превышает средний оборот мирового кинематографа. Предположим, что 3 Idiots – это исключение, но много наших фильмов, по крайней мере, с ведущими звездами, делают по $2-3 миллиона, что, опять же, в три раза больше, чем собирает средний фильм. Можем ли мы соперничать с их фильмами основного течения? Нет, не можем. И нет ни одного шанса, что это когда-нибудь случится. Да почему бы американским зрителям интересоваться фильмом из Индии, снятым на хинди? Чтобы это случилось, придется снять фильм, который заинтересует их, на языке, который они понимают, и в грамматических правилах, которым они следуют. Но тогда это уже не будет индийский фильм. И ни один из трех моих фильмов не должен быть таким.
- Возможна ли работа актеров (в особенности боллливудских звезд) в международных проектах?
- Думаю, для актеров это будет легко, потому что зрителям может понравиться хороший индийский актер в фильме основного течения. Думаю, кто-нибудь вроде Ритика Рошана, или Шах Рукх Кхана, или Ранбира Капура будет хорошо принят за рубежом.
- А как насчет вас?
- Хорошо! (Смеется) …или меня (не люблю говорить о себе) – сможет произвести впечатление на зрителей Запада или еще какой-нибудь части света, но фильмы, которые мы снимаем, для них недоступны. Так что если бы Ритик снимался в голливудском фильме для основной зрительской аудитории, уверен, он бы справился и понравился ей.
- Вы работаете с Мэттом Деймоном над видеоклипом?
- Да, есть клип, над которым я должен работать с Мэттом Деймоном, но мы пока не встречались.
- Вам приписывают безукоризненное чутье на сценарии, предвидели ли вы, что 3 Idiots станет таким крупным хитом?
- Ну, честно говоря, на стадии прочтения сценария этого нельзя сказать. Только когда смотришь и проверяешь фильм, можно делать прогнозы о том, что его ждет. Когда мы устроили пробный показ 3 Idiots, должен сказать, отклики были выдающиеся. Люди просто влюбились в фильм, хотели посмотреть его снова, из чего я сделал вывод, что это потенциально большой хит. Маркетинговая команда спрашивала меня о том, каких доходов ждать от фильма, ведь им надо было знать, куда его толкать. Я сказал, что фильм даст двойной доход в сравнении с Ghajini, а они разразились хохотом, потому что Ghajini – цель труднодостижимая, а двойной успех казался невероятным. Но после пробного показа я понял, что фильм захотят смотреть снова. По мне Ghajini, хоть он и рассчитан на более обширную аудиторию, не имел ценности 3 Idiots, на него не хотели идти снова, потому что в нем много зла и насилия. На повторные просмотры шли только мужчины. 3 Idiots – фильм об образовании, он более универсален. Образование – нечто, что близко для всех без исключения, в каком бы городе вы ни жили. Так что я не предсказывал, но предчувствовал, что мы можем рассчитывать на прибыль, в два раза превышающую прибыль от Ghajini. Как показало время, он действительно принес прибыль, в два раза превышающую Ghajini!
- Вы популяризовали идею предпремьерного показа в Болливуде. Ваши комментарии?
- Я делаю это вот уже 22 года, еще со времен Qayamat Se Qayamat Tak. Очень важно показать сырую версию людям, никак не связанным с фильмом. Это зрители, которые реагируют на фильм, а тебе остается только впитывать их реакции. Они могут произносить комментарии, которые не имеют значимости, потому что, в конце концов, они же реагируют как зрители, они не видели завершенный продукт. Но иногда они подбрасывают хорошие идеи, вот только всегда нужно выбирать, что использовать, а что нет. Это очень важно, потому что нельзя слушать зрителей и делать в точности так, как они говорят. Они не фильммейкеры, нужно уметь фильтровать их реакции и определять, что задействовать, а что нет. Для Raja Hindustani мы организовали пробный показ, обкатывали фильм, и те, кто смотрел фильм, заявляли, что им совершенно не понравилось. Но это были в основном люди, приехавшие в Мумбаи из Аллахабада, они просто плевались от фильма. Я был в такой депрессии. Пошел к режиссеру Дармешу Даршану и рассказал ему, что фильм не понравился. Но добавил, что эти зрители совершенно не правы. В данном случае мы предпочли не использовать никаких чужих идей. Не знаю, почему я так сказал, но с разными фильмами по-разному.
- Фильмы, в которых вы снимаетесь, соблюдают хрупкий баланс: они другие, но все же фильмы основного течения. Это же касается и фильмов, в которых вы выступаете продюсером?
- Для меня кино – всегда сфера основного течения. Не для узкого круга людей. Как продюсер я действую точно так же, как и актер. Я принимаю решение, исходя из того, нравится ли мне то, что я вижу в сценарии. Но если я продюсер, то моя ответственность состоит в том, чтобы снять фильм аккуратно и честно, насколько это вообще возможно. Снимался я в нем или был продюсером – моя эмоциональная вовлеченность остается одинаковой. Каждый фильм отражает мой вкус и мой инстинкт. Peepli [Live], к примеру, - определенно мой фильм, равно как и, скажем, 3 Idiots. В одном я сыграл, другой продюсировал, но оба для меня одинаково важны.
- Вы из тех продюсеров, которые держат руку на пульсе?
- Как продюсер я совершенно вовлечен, но только в пределах компетентности продюсера. Бывают специфические времена, когда я, как продюсер, вступаю в процесс: выбираю, что продюсировать, участвую в финальной стадии предпроизводства, когда режиссер утверждает актерский состав, так что, если я и не принимаю участия в ежедневных решениях, то включаюсь в финальные. Потом, прежде чем команда отправится на съемки, она репетирует с режиссером. Как только с репетициями покончено, я провожу с ними три-четыре дня. В эти дни передо мной, по сути, разыгрывается весь фильм, и если мне есть что сказать или предложить, то я делаю это именно тогда. Я не присутствую на съемках. Я не присутствовал на съемках Jaane Tu… или Peepli [Live]. Я прихожу, только когда съемки завершены и режиссер первично скроил ленту, готов показать фильм. Я смотрю фильм и вовлекаюсь в редакторские вопросы, я ведь должен утвердить конечный продукт. Ну а потом, конечно, релиз и маркетинг, ведь все это на совести продюсера.
- Никогда не думали о дистрибуции?
- Я не столь опытен в вопросах дистрибуции, поэтому предпочитаю выбрать кого-то, кто в этом силен. К примеру, в случае с Taare Zameen Par и Jaane Tu... моими сопродюсерами были «ПиВиАр» и их громадные познания в показах, а значит, в дистрибуции, и я отдал это им. Опять же, в случае с Peepli [Live] «УТВ» - крайне опытная компания, и в вопросах дистрибуции я следую их решениям.
- Какую прибыль вы ожидаете от Peepli [Live]?
- Сложный вопрос. Наши пробные показы прошли хорошо. Когда я прочитал сценарий и решил продюсировать фильм, я видел его скорее как фильм для узкой зрительской аудитории, но после показа понял, что он работает на куда более широкую аудиторию, чем я ожидал. Наверное, дело в юморе и в том, что фильм в целом получился хорошо, вот он и близок большому количеству людей.
- Найдет ли он понимание в Индийском поясе?
- Не знаю. Зритель Индийского пояса ждет полноценного развлечения, он хочет видеть песни и танцы. Он любит развлечение в чистом виде, а этот фильм увлекателен, но это драма, которой режиссер пытается что-то сказать. Это история, которая просто обязана быть им близка, но поживем-увидим. Дистрибьюторская стратегия фильма также во многом будет зависеть от того, как будут приняты рекламные ролики. Ближе к даже релиза мы будем лучше представлять себе, сколь глубоко нужно идти с этим фильмом. Это также будет во многом зависеть от центров показов, так что если это маленький городок, и кинотеатры сотрудничают с «УТВ» и заявляют, что хотят показать у себя Peepli..., мы поймем, что интерес к фильму и желание показать его достаточно высоки, чтобы владелец кинотеатра заявил: «Я хочу, чтобы у меня шел фильм».
- Есть такое представление, что никто не знает кинобизнес лучше вас. Это правда или ложь?
- (Смеется) Звучит роскошно, но правда в том, что я совсем его не знаю. Хотел бы, но нет. Для меня это обучающий процесс. До сих пор мне везло – многие из моих фильмов имели успех, у меня уже очень давно не было провалов, но это ни о чем не говорит. Все эти мои фильмы, которые удались, были не только моими фильмами. 3 Idiots – скорее фильм Раджу, чем мой, точно так же как Rang De Basanti, или Lagaan, или Sarfarosh, или Taare Zameen Par, Fanaa... Все они включали группу невероятно талантливых людей, отсюда и успех фильма. Так что нельзя весь успех относить на мой счет.
- В дополнение к тому, что вы самая высокооплачиваемая звезда рекламы, вы умудряетесь организовать вокруг себя изрядную шумиху каждый раз, когда снимаетесь в новом ролике. Ваши комментарии.
- Над концепцией рекламы всегда работает агентство, и я тоже высказываюсь по ее вопросам, но не работаю над ней. Единственная большая креативная идея, которую я предложил, - это «thanda matlab Coca Cola». Вот был редкий случай, когда я пришел с концепцией, написал сценарий ролика – первого из серии (уличный бродяга в иранском кафе). Диалоги написал Нирадж Вора. Обычно я вношу предложения, но творческий материал исходит из агентства, как и директива о том, как использовать меня, - от клиента и агентства. Конечно, они говорят мне, как меня планируют задействовать, и если это интересный подход, я соглашаюсь. Мне нравится играть различные характеры. Для меня было бы крайне скучно просто быть Амиром Кханом (в ролике).
- Вы согласны с титулом гения маркетинга? Разберите, пожалуйста, для нас весь процесс.
- Маркетинг – это просто общее чувство. Обычно в его основе лежит ваш восторг – восторг творческого человека от того, что вы сделали. Представьте, что вы на вечеринке, и вас просят рассказать новую историю. Вы что-нибудь придумаете и начнете. В том, как вы начнете рассказывать свою историю, будет определенная позиция или энергетика. А теперь представьте себе иначе: идет вечеринка, играет музыка, тусуются 30-40 человек, и тут входите вы. Входите и говорите: «Парни, вы не поверите, что только что случилось». Разница между двумя сценариями в том, как вы рассказываете историю. Во втором примере будет определенный энтузиазм, потому что вам есть что рассказать. Внутри вас что-то бьется, что просится быть произнесенным, и, поскольку это идет изнутри, когда вы рассказываете эту историю, то делаете это с определенной энергией и восторгом.
Такая аналогия очень подходит к кинопроизводству и повествованию, и именно этого я ищу в режиссерах. Есть ли у него или у нее история, которую хочется рассказать? История, которая рвется наружу? По-моему, у Ашутоша была история, которая рвалась наружу, когда он снимал Lagaan. У Ракеша Омпракаша Мехры была история, которая рвалась наружу, когда он снимал Rang De Basanti. У Ануши Ризви есть история, которая рвется наружу, - Peepli, и энергия, с которой они берутся за дело, примечательна.
А теперь поближе к маркетингу. И вот вы говорите: «Ребята, вы не поверите, что только что случилось! Abhi main aa rahi thi wahan se... эй, приятель, приглуши музыку! Ребята, слушайте меня, Сюзанна, дружок, вернись из комнаты...»
Вы победили. Вы привлекли внимание еще до того, как рассказали историю. В маркетинге вы пытаетесь рассказать всем, что у вас есть что-то действительно восхитительное.
- Если вы сами в восторге, то сделаете определенную попытку. Если нет – не сделаете. Если я попрошу вас рассказать историю, а вы ответите: хм-м… что е вам рассказать? – тогда не будет и восторга, как же тогда вы продадите историю?
- Основа моего восторга – мне нравится то, что я делаю. Теперь, когда фильм готов к выходу на экраны, я жажду всеобщего внимания. Отсюда и уровень, но для каждого фильма подходит свой стиль маркетинга, потому что это разный материал. Ghajini – очень телесный фильм, такие же идеи, будь то моя стрижка с Бенгальского рынка в Дели, или пресс-конференции в спортзале, или швейцары по всей Индии со стрижками а ля Ghajini. Причина тому – то, что сам фильм телесный. Каждый фильм уникален, и с этим нужно быть честными. Если вы повествуете историю и говорите: «Я просто влюбился, - а затем добавляете, что - Main bhoot bangle mein thi», люди недоумевают. Маркетинг должен быть честным, иначе он введет в заблуждение. Нужно быть аккуратными в том, что вы обещаете зрителям. Вот и все. И тогда фильм достучится до них.
- До сих пор год не производил хорошего впечатления, и в этом обвиняют нереально высокие бюджеты фильмов… Вы с этим согласны?
- Фильмы не впервые сталкиваются с отвержением. Каждый год какие-то фильмы идут хорошо, а какие-то нет. Порой успех имеют малобюджетные проекты, а крупные бюджеты проваливаются. Так было веками. Но что беспокоит – так это то, что творческий талант и команда все меньше берет на себя ответственность за то, что делает. Когда я говорю «ответственность», я имею в виду финансовую ответственность. Нужно же позаботиться о том, чтобы окупить расходы и еще немного заработать.
Screen 07'2010
Перевод с английского: Jyoti
источник: priyaclub.ru
Комментарии