Обзор первого выпуска второго сезона "Fighting Rape"
9.03.2014
Джиэл, 09 марта 2014 г.
Посмотрела первый выпуск второго сезона "Fighting Rape", посвященный сексуальному насилию над женщинами в Индии. Эта проблема в данное время очень обширна и актуальна для этой страны и об этом пишут, говорят почти во всём цивилизованном мире, причем за рубежом гораздо больше, чем у нас. Из всех причин, версий возникновения такой напряженной в данном вопросе ситуации я выделила три основных:
- Сформировавшееся у многих мужчин отношение к женщине, как к низшему существу, которое не имеет прав и которое должно им подчиняться, в том числе и в сексуальном плане.
- Возникший гендерный перекос между мужчинами и женщинами, о чем говорилось в первом выпуске первого сезона передачи.
- Безнаказанность данных преступлений. Именно этому аспекту и его причинам уделена бОльшая часть данного выпуска.
Тема очень тяжелая, и хотя выпуск действительно показан корректно, смотреть его, конечно, не легко. Хотя попутно, когда я смотрела, у меня возникало некоторое чувство облегчения от того, что что-то делается, чтобы эту ситуацию изменить, в том числе выходят такие передачи, причем не только, как источник информации, но и как поиск причин и решений данной ситуации.
Решила коротко описать содержание, в том числе для тех, кто хотел бы о нем узнать, но кому самому тяжело смотреть такие вещи.
Выпуск начинается с напоминания о произошедшем в Дели в декабре 2012 года групповом изнасиловании с жестокими истязаниями и по сути убийством студентки в автобусе, возвращавшейся домой со своим другом. Жестокость и наглость преступления, бездействие полиции, вынудило многих людей устроить массовые протесты, которые вначале жестоко разогнали. А потом, когда произошедшее узнал весь мир, за это "извинились", все-таки арестовали преступников и стали срочно искать решения и менять законы, чтобы успокоить народ.
Прошел год. Изменилась ли ситуация и стали ли чувствовать себя безопаснее женщины? Нет, судя по опросам не стали. В отношении бездействия полиции ситуация тоже не изменилась. Единственное, что изменилось - это то, что люди больше не хотят быть равнодушными, толерантными к этой проблеме, не хотят молчать.
Далее Аамир рассказывает видео-роликами о разных случаях, о которых они узнавали, когда ездили с командой по стране, собирая материал. После просмотра этой части я подумала, что может быть всё же не стоило приводить некоторые тяжелые случаи, сделать немного другой акцент, так как хоть это в основном просто рассказывается родственниками, все равно случаи тяжелые даже просто информативно. Но потом подумала о том, что возможно, собирая материал, они так много пропустили через себя всего этого, (гораздо больше, чем рассказали или могут рассказать), что ... не могли не рассказать, не акцентировать в том числе и жестокость подобных преступлений...
Тут же и впоследствии говорится и о том, что возраст жертв насилия от младенцев до бабушек - 55 лет... 60 лет... 94 года... Что мнение, будто в городах насилуют чаще, ошибочно - из пяти случаев насилия 4 приходится на деревенскую местность. Что фактор одежды не играет роли - в основном жертвы одеты в традиционные индийские одежды.
Далее статистика - из всех официально зарегистрированных заявлений об изнасиловании в 2012 году (примерно 101 тысяча) только 3.5 % таких, в которых преступники были осуждены. 11,4 % - были оправданы. Остальные все еще на рассмотрении. Если же учесть, что огромное кол-во заявлений просто не регистрируется, то получается, что преступники оказываются наказанными за преступление менее, чем в даже одном проценте случаев...
То есть преступники, насильники чувствуют себя в Индии фактически безнаказанно.
Дальше рассматриваются причины - почему? С чем сталкивается жертва, пытаясь добиться защиты, помощи и наказания преступника.
Первая причина - поведение полиции. Как правило, добравшись до участка, жертве приходится долгое время ждать, пока с ней вообще начнут разговаривать, и потом есть большая вероятность пройти через другие испытания - отказ от приема заявления, запугивание и арест на несколько дней с содержанием в камере, в том числе и совсем девочек, не допуская к ней родных; изнасилование уже самими полицейскими...
В студию приглашаются родители погибшей девочки, которая подверглась групповому изнасилованию. Родители привели её в участок, но полиция не стала сразу регистрировать случай и что-либо предпринимать. Вследствие этого девочку снова похитили и изнасиловали эти же преступники. Потом, когда заявление было уже принято и делу дан ход, полиция не прореагировала на угрозы преступников, в том числе в их присутствии, и через какое-то время жертву убили. (В связи с этим случаем в Калькутте были очередные демонстрации.)
Рассказывая всё это Аамир уточняет, какие права имеет потерпевший человек, и какие в этом отношении законы, которые должны соблюдать полицейские.
Второе, с чем сталкивается потерпевшая - это обследование в больнице. Рассказывается о том, что зачастую, даже если требуется медицинская помощь, даже срочная операция - жертва её не получает, так как врачи не воспринимают её как больную. Особенно это касается небогатых людей. Помимо неоказания медицинской помощи, потерпевшую унижают, запугивают, жестоко обращаются. Угрозы применяются с целью вынудить жертву отказаться от процедуры, так как она не оплачивается и требует лишних хлопот. Жертве говорят, что после обследования она не сможет больше иметь детей, что это очень болезненно, и другие жуткие вещи. Само обследование не имеет четких стандартов по стране и везде его делают по своим, иногда совершенно не логичным и устаревшим порядкам, например метод "двух пальцев", для проверки девственности или её отсутствия. Иногда после обследования жертва чувствует себя так, что её еще раз изнасиловали. Кроме того часто не задается необходимых вопросов о характере нападения, не фиксируются раны на теле ( в протоколе отмечается только, что на половых органах ран нет), не дается средств против беременности.
Ещё одна из причин такого поведения врачей - они не знают четко, что им делать и, что даже в учебниках, по которым они учатся, написано, что к жертве нужно относиться с подозрением и осторожностью, так как жертва может самого врача обвинить в изнасиловании.
Как предложение решения этой ситуации - в студию приглашаются представители организации, разработавшие список стандартных правил и необходимых действий при проведении подобных осмотров и начинается сбор голосов для утверждения его на государственном уровне.
Третья причина отсутствия правосудия - суд, способы и порядки его проведения. Подсудимому по закону в любом случае назначают адвоката. Жертва считается "свидетелем" и на основании этого ей не предоставляется никакой помощник. Как правило она вызывается в суд, когда туда передают её дело, и там в первый раз видит судью, который вместе с адвокатом начинает её прилюдно допрашивать, при этом возможны обвинения в плохом поведении, унижения, шокирующие в данной ситуации вопросы. Например - какого размера был орган обвиняемого. Или адвокат требует поднять платье и изобразить акт. Подсудимые и присутствующие во время всей этой "потехи" над ней смеются.
Кроме этого, заседания бесконечно откладываются по самым разным и нелепым причинам. Вплоть до того, что адвокат или кто-либо необходимый для судебного заседания проводит в этот день у себя дома религиозный обряд. Или заболел кто-либо из его родственников. Или заболела его собака...
Жертве приходится не только годами являться в суд, но и постоянно держать в памяти все детали преступления, чтоб отвечать на вопросы. И при этом, как правило, при составлении полицией протокола жертва не знает, что там записали, и ей не дают положенной копии. Соответственно если полиция записала неверно, то в суде, даже ответив правильно, ее обвинят во лжи, так как в протоколе отмечено другое.
Женщина, приглашенная в студию, ждет правосудия уже 21 год. Подсудимый же после первых слушаний внес залог и после этого просто перестал являться. (Это еще одна особенность судебной системы Индии. Как правило обвиняемый, даже в убийстве, может внести установленный залог и до решения суда оставаться на свободе. А этот суд может длиться годы и годы.)
Подытожив всё это, Аамир предложил решение - создание специальных государственных учреждений по всей стране во всех районах для помощи пострадавшим от насилия, которые объединят под одной крышей и упростят все вышеперечисленные этапы - регистрацию, помощь, освидетельствование и процесс суда, сделав его быстрым. По этому поводу также начался сбор голосов для петиции премьер-министру Индии. Подобные центры уже давно действуют во многих странах мира.
В заключении рассказывается еще об одной проблеме, с которой сталкивается изнасилованная женщина в индийском обществе - клеймо бесчестия и отчуждение общества от неё и даже от её близких. Идет призыв и убеждение в корне менять такое отношение. "Если мы думаем, что изнасилованная женщина обесчещена, то мы поддерживаем насильника."
В студию приглашаются две женщины прошедшие через этот ужас и столкнувшиеся в последствии с презрением окружающих, преследованием, угрозами. Они нашли в себе силы жить дальше и бороться. Не только за то, чтоб свершилась справедливость, но и за то, чтоб жить дальше, как личность. И они рассказывают, что помогло и помогает им в этом. Одной из них, прошедшей через жестокое групповое изнасилование помогло чувство сопереживания и боли, когда она узнала о случае насилия со смертельным исходом и поняла, что может как-то помочь родным жертвы и, разделив боль, облегчить свою. И что она жива, что у неё есть родные, дети, ради них она должна быть сильной и бороться. Для второй очень большой поддержкой является её муж.
На этой ноте мужества и готовности бороться передача заканчивается.
Хочу добавить, что от самого выпуска, когда съемки идут в студии, идёт ощущение доверия, сопереживания, какой-то поддержки, желания помочь, надежды. Люди, участники, Аамир ведут себя так, что возникает это чувство, несмотря на очень тяжелую информацию и на то, что всем очень тяжело. От Аамира, чувствуется большое сопереживание и уважение к пострадавшим, хотя он старается сдерживать эмоции.
Очень большое большое уважение к участникам передачи, к Аамиру и его команде.
Комментарии