Раджа Хиндустани
4.10.2013
dailypioneer.com, 17 января 2010 г.
Раджа Хиндустани
"Аамир Кхан через призму своих ролей, как в зеркале, отразил меняющуюся Индию, и это сделало его нашим истинным кумиром", - говорит Ринку Гхош.
Любому будет трудно отказаться от предложения быть отлитым в воске для музея Мадам Тюссо. Тем более если это означает стать ближе к его источнику вдохновления - Махатме Ганди. Аамир Кхан поступил так в 2007. Иначе он не был бы верен самому себе. Он предпочитает практиковать мудрость Отца Нации, нежели мошенничать с его наследием. Конечно, он отклонил это предложение: "Я не в состоянии справиться с таким количеством вещей, у меня небольшая пропускная способность." Эта пропускная способность была, несомненно, использована по полной и не только как у разнопланового актера, а как у представителя меняющейся нации, где молодежь всегда надеется на лучшее во все времена.
Сладкий мальчик, мятежник, активист или новатор, Аамир в своих фильмах показал национальный характер и атмосферу своего времени гораздо ярче, чем его сверстники. Самое главное, он преобразовал всеобщее сознание в массовую одержимость. Он не пытался быть нравоучительным. Отнюдь нет, он был проводником, развлекавшим нас по пути.
Все это началось с "Qayamat Se Qayamat Tak" в 1988 году. Якобы, это история, пересказанная с "Бобби" и "Love Story", сказка о любви, одерживающей победу над родительским несогласием и побеждающей преграды всего мира. Но QSQT наполнен невинностью, свежестью, честностью и, что очень важно, наивным удивлением, присущим настоящей любви. Это был глоток свежего воздуха среди насилия и ужасного жанра диско, которыми были отмечены многие истории до него. Да, популярное кино было на перепутье: нужно было достигнуть согласия между стареющим Баччаном, который не мог быть больше сердитым парнем и превосходством артхаусной тройки Насир-Шабана-Смита Патиль, заполнить вакуум. И здесь появился хрупкий шоколадный мальчик без каких-либо специфических навыков, который смог захватить сердца и умы искренностью в достижении его мечты. В немалой степени QSQT вновь подтвердил национальную веру в романтику, подготовил почву для другого Кхана - Салмана в "Maine Pyar Kiya". И когда Аамир спел "Papa Kehte Hain Bada Naam Karega", он также символизировал тоску эры перед либерализацией, он скорее уничтожит себя, чем будет жить под диктовку. Помните, в этот год Бобби Макферрин пел "Don’t worry, be happy". Таким образом, и Аамир "Magar yeh к koi na jaane ki meri manzil hai kahan". (Никто не знает, где моя судьба настигнет меня).
Любовь продолжала быть всеобъемлющей темой в фильмах Аамира до начала 90-ых, она выглядела очень правдоподобно, будь это химия на экране с Мадхури Дикшит в "Dil" или Джухи Чавлой в "Love Love Love" и "Hum Hain Rahi Pyar Ke", во всех случаях герой побеждал, основываясь на своих собственных принципах. Это было время адаптации на хинди классических голливудских романов, Аамир воплотил на экране щеголя Кларка Гэйбла из "It Happened One Night" ("Dil Hai Ki Maanta Nahin"), Кэри Гранта из "An Affair to Remember" ("Mann") и Дастина Хоффмана из "Kramer vs Kramer" ("Akele Hum Akele Tum"). У него не возникло проблем с адаптацией к этим иностранным ролям. Фактически, он наделил их своим собственным пониманием. Разве все мы не пытались приспособиться к международному мышлению тогда?
Простота постепенно уступила место сложным характерам, отражающим дух начала 90-ых. Этот период символизировал возрождение Индии, освобождающейся от кандалов власти лицензии и разделяющей всеобщее стремление к прогрессу, появлению спутникового телевидения. Еще в 1989 Аамир решил сниматься в "Raakh", который был о герое, мстящим за насилие над его экранной подругой совместно с полицейским, испытывающим отвращение к коррумпированной системе, защищавшей преступников. Действие в фильме отличалось от общепринятого в индийском кино. Это было стильно, реалистично, даже насилие не было преуменьшено. Герой уже никогда не вернется к своей подруге; она предпочла идти дальше, жить другой жизнью с другим человеком вместо него, а не жить с постоянным напоминанием о ее позоре, окруженной людьми, кто указывал бы ей на это. Это было началом сжигающего гнева, который должен был достигнуть кульминации с "Ghajini", это было началом любви как предлога и повода для того, чтобы очистить совесть, начиная от запутавшегося Сидху, пешки в гангстерском мире "Ghulam" и заканчивая сделавшим самого себя Санджаем Сингханием, который предпочитает обагрить руки в крови, а не использовать свою власть в победе над злодеем.
Развязка в "Rang De Basanti" показывает, что наши социальные проблемы все еще не имеют мирного решения. "Raakh" также узаконивал использование оружия для самоутверждения - "Bandook hum mardon ko mard bana detee hai (оружие делает нас мужчинами)", – говорит полицейский Аамиру в фильме. Он убил свою первую цель в ресторане и его рвало после этого - вот сценарий, который позже копировался затем режиссерами, например, Рам Гопалом Вармой в "Satya". Тема отвращения к системе нашла на рубеже веков отражение в "Rang De Basanti" (2006).
Это не было единственным ответом Аамира миру вокруг него. "Jo Jeeta Wohi Sikandar" (1992) укрепил право неимущих конкурировать с лучшими и даже оставить их позади. Не только это, велогонка наглядно показала усилия Индии стать конкурентоспособной на макроуровне, а на микроуровне – попытки создать средний класс в стране. Речь идет о получении шанса и победе своими силами. Аамир вырвал право для проигравшего на еще один, затем он показал стремление к хорошей жизни уличного парня Мунны в "Rangeela" (1995) и бедняка в "Раджа Хиндустани" (1996). Намерение быть королем Аамир ясно дал понять посредством его выбора тем. Мунна в "Rangeela", Сидху в "Ghulam" и Раджа из "Раджи Хиндустани" не изменили самим себе, не заключали сделок с совестью. Они предпочли оставаться прямыми и честными, не стыдящимися своим происхождением, но и не боящимися мечтать о большем. Впервые, все в Индии увидели просвет. Помните Мунна из "Rangeela" заказал его любимую уличную еду в пятизвездном отеле с уверенностью "я знаю лучше, чем повар" или простоватое ухаживание Сидху за девочкой "Aati kya Khandala", все потому что он хотел позабавиться.
Конечно, Каргил 9/11 и терроризм изменили все. Аамир создал образ полицейского Ратхора в "Sarfarosh" (1999), выдвигая проблему отношений с Пакистаном на первый план. Он показал образ мыслей террористов, пытающихся быть воинами Бога. Терроризм вызвал беспрецедентную волну патриотизма, наиболее точно отраженную Рахманом на концерте в память мучеников Каргила. Апогей был достигнут на праздновании First War of Independence, Аамира выпустил героический фильм о национальной гордости "Mangal Pandey, The Rising". Борьба за независимость была не больше, чем аллегорией, новой Индии, ведущей переговоры на своих собственных условиях. Конечно, это позволило Аамиру четко сформулировать этот недавно приобретенный смысл власти посредством коренастого Бхувана из "Lagaan", который гордо себя держал и разрушил колониальное наследство, обыграв британцев в их собственной игре. В разных интерпретациях "Бхуван" буквально означает "земля", это олицетворяет произошедшие позже слияния и поглощения на мировом уровне с участием индийских компаний.
На фоне серьезных проблем Индии в новом тысячелетии появился фильм под названием "Dil Chahta Hai" (2001 год, тот же год, что и у "Lagaan"). Это фильм о молодежи, которая выросла в комфорте в только что обретенном богатстве либерализации и, по этой причине отличающаяся конформизмом вместо того чтобы быть мятежниками, беспечностью вместо серьезности, преследующие американскую мечту, а не индийскую. DCH стал культовым фильмом, потому что он определил идеал поколения, которому нравилась жизнь без борьбы, отсутствие давления, и, поэтому, они едва ли ценили то, что они имели. Когда комфорт исчез из их жизней, они оказались в тупике и были вынуждены были найти себя в изменяющемся мире. В некотором смысле это заложило основу создания истории группы друзей, вдохновленных историями о наших борцах за свободу, которые предпринимают довольно решительные шаги, чтобы изменить мир в "Rang De Basanti". Из наблюдателей они становятся деятелями. Из обычных детей они превращаются в рисковых социальных трансформаторов. В действительности "Rang De Basanti" оказал такое влияние на индийское общество, что были узаконены бессменные вахты со свечами как знак протеста и укрепил общественное недовольство неэффективностью правительства и политической коррупцией. Помимо острых обсуждений, он призывал к правосудию за убийство активистов неправительственной организации, выступающих за осуществление права избирателя, народные собрания для решения местных проблем. Когда студенческие лидеры исключительно сосредоточились на социальных проблемах во время университетских выборов Дели в 2007 году, это было приписано "эффекту Rang De Basanti". И шумиха вокруг эффективного выполнения закона RTI сегодня - эхо фильма. "Rang De Basanti" – фильм об управлении Вашей собственной судьбой здесь и сейчас. Герой Аамира, Ди-Джей, говорит с экрана: "Мы одной ногой стоим в прошлом, одной - в будущем и мочимся на наше настоящее."
Так Аамир тихо погрузился в его статус супергероя и тенденцию коллективной власти съемочной группы он продолжил в "3 Идиотах". Образно он знаменует собой переход от одного борца в организованое движение за перемены. В реальной жизни - тоже самое, Аамир участвовал в кампании "Narmada Bachao" на различных симпозиумах после выхода "Taare Zameen Par", убеждая родителей поощрять творческий потенциал их детей, а также поощрять исследования и новшества как Ранчо из "3 Идиотов". Аамир знает, что молодежь Индии собирается играть одну из главных ролей в национальном мнении к 2020 году, поэтому в его недавних фильмах, он сконцентрировался на том, что сделает их таковыми - целостной и практичной системе образования. Этот сектор нуждается в срочных реформах, идеи есть, их стремятся воплотить в фильмах. Аамир также созрел и организовал системную перестройку.
Актер метода был действительно методически прокладывал свой собственный путь. Начиная с "Dil Chahta Hai" он сознательно создавал себя в каждом фильме, брея свои волосы, накачивая мускулы, бегая перед поездом, теряя вес и уменьшая возраст. Это его способ подогреть интерес публики. Создание своего имиджа, как и многих гигантских корпораций сегодня, является его пропагандистской машиной. Когда он путешествовал инкогнито по Индии перед выходом "3 Идиотов", Аамир сказал, что он не только преследовал маркетинговую стратегию, но узнавал ближе простых людей. Это было его способом соединиться с пульсом нации и биться в сердцах людей.
Прекрасный бизнесмен. Дерек Боз - кинокритик
Я думаю, что Аамир Кхан не столь великий актер, как это принято считать. Но он один из самых лучших бизнесменов в киноиндустрии, кто знает, как продать свои кинофильмы. Я встретился в первый раз с ним приблизительно в 1984 году в Пуне, где он работал с Нисируддином Шахом. И Насир, и я согласились, что этот человек добьется всего в Болливуде посредством его делового чутья. Что касается актерского мастерства, я думаю, что Саиф Али Кхан лучше. Но Аамир даже после многих хитов, кажется, неуверен в себе. Он обращается к массам, он чрезвычайно осторожен в фильмах, которые он делает и планирует каждую деталь.
Есть несколько вещей, за которыми Аамир пристально следит. Он играет своими картами очень хорошо. Он не спешит выбирать свои сценарии, часто на подписание фильма уходит 2-3 года. Он изучает сценарий настолько хорошо, что почти с полной уверенностью может предугадать как зритель будет реагировать на фильм. Затем наступает самый важный момент - промоушен. Аамир вовлечен в фильм не только как актер, он полностью выкладывается, чтобы продвинуть его и вызывает так много любопытства, что половина населения страны в срочном порядке отправляется в кинотеатры в самый первый день. Выбирая один фильм в год, он создал ауру вокруг себя и позволил себя переоценить.
Честность в работе. Кунал Кохли – режиссер "Fanaa" с Аамиром в главной роли
Аамир источает редкую честность, к которой молодежь может приобщиться. Он невероятно хороший человек, который не подавляет никого, если он не гладится против шерсти. И когда он реагирует, он делает так на твердом основании. Его честность на экране проявляется в одежде, которую он носит. Для "Dil Chahta Hai", "Rang De Basanti" или даже "3 Идиотов" он не выбрал такие марки как "Gucci" или "Versace". Он предпочитает обычную повседневную одежду вроде джинсов и пуловеров. В "Ghajini" и "Dil Chahta Hai" все, что он изменил, это его прическа и телосложение, остальное - как у многих молодых людей сегодня. Его поклонники думают, что, если Аамир может носить простую одежду и сохранить этот стиль, будучи известным, мы можем также.
В "Fanaa" его герой Рехан часто читает стихи. Если бы любой другой актер сделал также, это стало бы тяжело воспринимать. Но Аамир исполнил все настолько хорошо, что его двустишия, казалось, легко смешались с современным малопонятным жаргоном. Молодая Индия видит в нем человека, который может высказаться (Narmada Bachao Andolan - отличный пример), он не производит впечатление "святоши". Зритель никогда не чувствует себя разъединенным с ним.
Последовательный в своей непоследовательности. Таран Адарш - кинокритик
Аамир Кхан был "последователен в своей непоследовательности" в киноиндустрии, известной своей шаблонностью, это означает, что он в основном плыл против течения. Это, я верю, его мантра успеха. Даже если он связан с такими проектами, как "Jaane Tu Ya Jaane Na" и "Ghajini", его интерпретация всегда различна. Он - "хитрый торговец ", который знает когда и как поразить глаза зрителя. Я сказал бы, что за эти годы будучи в ореховой скорлупе, он справился с этим балансом между искусством и торговлей, он нравится критикам и в то же самое время тащит орды зрителей в кинотеатры. Есть несколько уроков, которые можно получить из его карьеры. Первый - его выбор и обязательства перед проектом. Мне никто не приходит в голову с подобными чертами кроме Анила Капура. В настоящее время все актеры пытаются выбрать правильный сценарий и сосредоточиться на одном фильме за раз, это подход, который первым стал использовать Аамир.
Никаких стереотипов. Прахлад Каккар – режиссер рекламы
Что отличает Аамира Кхана от других его современников - это способность уйти от стереотипов. На это есть две причины. Одна из них, он всегда удостоверяется, чтобы не повториться, придать уверенность в этом зрителям и вторая - он переданный и страстный. Аамир доказал, что он не только проницательный торговец, но и проницательный актер и также умный режиссер. В "Taare Zameen Par" он доказал свою осторожность в работе над темой дислексии, "Ghajini" был обычной масалой, и затем вышли "3 Идиота", где он харизматично лавировал между сарказмом и юмором. Я чувствую, что Рам Гопал Варма сыграл главную роль в создании фундамента карьеры Аамира, потому что он смог показать его как шумного и беззаботного Ромео в "Rangeela", в то время как аудитория была сыта по горло им в роли шоколадного мальчика, которого он играл одного за другим после "Qayamat Se Qayamat Tak". То, за этим последовали мощные роли актера, ставшие культовыми хитами.
Старение как марочное вино. Пиюш Пандей - председатель O&M
Я нахожу, что Аамир невероятно интеллектуальный человек. Он походит на марочное вино, он становится только лучше с возрастом. Маленький, но категоричный, он привнес на экран желание экспериментировать и совершенствоваться. Я не видел никого столь же активного как Аамир, который прикладывает дополнительные усилия к тому, что он делает. Это, я верю, было его молитвой успеха.
Что отличает его от SRK - его компетентного конкурента - щегольство, с которым он примеряет новую роль. Когда я говорю это, я подразумеваю, что из этих двух Аамир проникает в сущность характера, которого он играет. Будь то Мунна из "Rangeela", Акаш Мальхотра из "Dil Chahta Hai", Ди-Джей из "Rang De Basanti" или Ранчо из "3 Идиотов", он мгновенно находит отклик в Вас. Не то, чтобы у SRK это не получается, но его имидж влюбленного мальчишки всегда присутствует за редким исключением как "Chak De India". В случае SRK у него больше личного обаяния, которое работает на зрителя, в то время как Аамир берет харизмой.
Болливуд - очень хитрый мир, где есть два способа чтобы преуспеть - один – инноваторский – идти непротоптанной дорожкой, а другой - следовать конкретной формуле. Сложилась тенденция создавать фильмы с элементом риска, которые многие в отрасли не понимают. Эта особенность игнорировать все общепринятые нормы (будь то в качестве актера, режиссера или маркетолога) делает его культовой фигурой.
Капитан любого проекта. Прасун Джоши - лирик / сценарист
Аамир - умный и проницательный исполнитель, который всегда поднимал его изучение кривой прежде, чем попытаться нового предприятия. Его успех не является внезапным. Он всегда был действительным капитаном любого проекта, в котором он участвовал. Так, в течение некоторого времени он полностью изучил все уловки торговли, будь то нюансы кинопроизводства или продажи продукта. Многие чувствуют, что он "вмешивается", но я назвал бы это духом товарищества, потому что, когда считает себя связанным с кем-либо или, когда он знает, что на него полагаются, он считает своей ответственностью приносить результаты. Его способность создавать уникальные и ориентированные на результат продукты только усилила веру людей в него за эти годы.
Источник: dailypioneer.com, 17 января 2010
Автор перевода: diamante
Комментарии