1998 - Земля / Земля 1947 / Earth
16.09.1998
- дата релиза: 16 сентября 1998 г. (фестиваль в Торонто)
- продолжительность: 107 мин. / 01:47
- жанр: драма, мелодрама, военный, история
- режиссер: Deepa Mehta
- сценарий: Deepa Mehta, Bapsi Sidhwa
- в ролях: Maia Sethna (Lenny), Aamir Khan, Nandita Das, Rahul Khanna, Shabana Azmi и др.
- описание: Ленни — восьмилетняя девочка, живущая в богатом городе Лахоре в 1947 году. Она наслаждается теплой и прекрасной жизнью, которую ей обеспечивают любящие родители, прислуга и любимая няня Шанта (Айя). Но все меняется, вот-вот случится трагическое разделение страны на Индию и Пакистан. Куда отойдет Лахор? Ведь граница пройдет именно здесь... Что будет с мусульманами, индуистами, сикхами, парсами?... Столько веков жили вместе...
- P. S. Это второй фильм в трилогии Дипы Мехты - Fire, Earth, Water. Все фильмы необычны для "индийского кино". Очень советую послушать саундтрек к фильму...
- музыка: A. R. Rahman
- тексты: Javed Akhtar
- саундтрек:
- "Ruth Aa Gayee Re" - Sukhwinder Singh - текст, перевод
- "Banno Rani" - Sadhana Sargam - текст
- "Dheemi Dheemi" - Hariharan - текст
- "Raat Ki Daldal Hain" - Sukhwinder Singh - текст
- "Piano Theme" - Instrumental - audio
- "Yeh Jo Zindagi Hain" (part I) - Srinivas, Sujatha Trivedi - текст
- "Ishwar Allah" - Anuradha Sriram, Sujatha Mohan - текст
- "Yeh Jo Zindagi Hain" (part II) - Srinivas, Sukhwinder Singh - текст
- "Theme Music" - Instrumental - audio
- постеры, обои, фото, кадры:
- Аамир Кхан говорит о фильме:
Когда я прочитал сценарий, мне трудно было представить себе образ мыслей моего героя. Я играл в "Rangeela", "Raja Hindustani" и "Jo Jeeta Wohi Sikander" героев, чем-то похожих на меня. В "1947" я уже играл героя, балансирующего на самом краю добра и зла. Такого я не делал прежде. Он достигает грани между разумом и безумством, и это ненормально. Это был чрезвычайно сильный и трудный герой. Когда же я прочитал сценарий "Ice Candy Man" (по нему был снят фильм), я возненавидел его. Я попросту гадал, как я должен сыграть героя, чей ум совершенно непонятен мне. Не спрашивайте меня, как я решаю, как нужно сыграть героя. Просто продолжаю думать о герое все время: когда принимаю ванну, и когда ложусь спать.
© Аамир Кхан. (Интервью 2000 г.)
- говорят о фильме:
Рискованный актерский вызов Аамир Кхан принимает и следующей своей роли в авторском фильме Дипы Мехты 1947: Earth / Земля (1998). Фильм основан на повести Бапси Сидхвы и рассказывает о жесточайшем эпизоде в истории Индии, разделении единой страны на две - Индию и Пакистан, и сопровождавшей эти события взаимной резней индуистов, сикхов и мусульман, бунтами и ужасающей по своим масштабам миграцией населения. Дил Наваз, "мороженщик" (Аамир Кхан) - обычный работящий парень среднего класса из Лахора, мусульманин, остроумный и любящий пошутить, хороший приятель своих соседей индуистов и сикхов, влюбленный и настойчиво добивающийся внимания девушки Шанты (Нандита Дас), соперничающий в этом с Хасаном (Рахул). Персонажу Дила Наваза отведено не так уж много экранного времени, картина Дипы Мехты наполнена множеством других сильных и выразительных характеров. Тем более поразителен высочайший уровень актерского мастерства Аамира Кана, сумевшего в нескольких киноэпизодах раскрыть зрителю сложные мотивы поступков своего персонажа. Аамир Кхан творит образ Дила Наваза крайне минималистическими средствами актерской игры, лаконично, вдумчиво, выпукло и выразительно показывая мельчайшие оттенки его переживаний и делая понятным зрителю многослойные мотивы человеческих поступков. Актер подробно и точно показывает страшные изменения, происходящие с личностью Дила Наваза под влиянием утраты близких, крушения системы ценностей и мировоззрения во время братоубийственной гражданской войны. Эта роль Аамира Кхана - одна из шедевральных актерских работ в мировом кинематографе.
© Lata Khubchandani (цитата из ее книги "Aamir Khan: Actor with a Difference")
- трейлеры, клипы:
- making of...:
- фан-видео:
- прочие материалы о фильме:
- интересные отзывы и комментарии к фильму с разных ресурсов:
Почему именно ТАКИЕ фильмы не показывают по ТВ, отдавая предпочтение всяким глупым историям? Наверное, боятся, что у обыкновенных зрителей наступит эмоциональный шок: "Как, ЭТО - индийское кино?" Здесь есть чему удивляться! Это настолько сильная, эмоциональная и глубокая картина, что впечатления от нее не дадут вам спокойно жить несколько дней, как минимум. Разделение Индии в 1947 году, когда бывшие соседи и друзья вдруг стали друг другу врагами, показано здесь ТАК жизненно!!! И все это через призму взгляда на жизнь маленькой девочки, которая с прямотой и детской непосредственностью рассуждает о политической ситуации в стране, что делает фильм просто уникальным. Парсы, индусы, мусульмане, сикхи - этот фильм обо всех них, их традициях и жизненных устоях "до" и "после". В фильме столько много по-настоящему сильных сцен, что выделить какие-то одни просто не представляется возможным. Хотя, нет, просто дикое впечатление произвели сцены, где мусульмане требовали показать доказательства того, что люди перешли в мусульмане - обрезание. Ну и герой Амира. Такого от него я не ожидала ну никак. Но ведь это жизнь, где проблемы всей страны сплетаются с личными и могут приобрести уже совсем другой оттенок. Музыка - еще один шедевр от А. Р. Рахмана, такая же глубокая, сильная и эмоциональная, как и весь фильм. И еще. Была просто шокирована, узнав, что "Голливуд-Болливуд" и "Земля 1947 года" - дело рук одного режиссера. Насколько же нужно быть талантливой, чтобы с одинаковой легкостью и знанием дела создать такие хорошие в своем жанре, но абсолютно разноплановые картины! Я аплодирую Вам, Дипа Мехта, стоя! (1313)
Демоны внутри нас.
Фильм потрясающий! Он переворачивает что-то внутри. Заставляет задуматься о многих вещах.
Для начала, это не типичное болливудское кино с песнями-плясками. Музыка есть, но она закадровая и ненавязчивая. Использован интересный художественный прием: показ жестоких и кровавых событий индийской истории глазами 8-летней девочки. А события действительно кровавые: разделение Индии и Пакистана, межрелигиозная резня, в результате которой погибло более 1 миллиона человек, а более 12 миллионов были вынуждены покинуть свои дома. По сути, гражданская война.
И фильм показывает разных людей в одной и той же ситуации социальной нестабильности. Кто-то убивает соседа из-за другой веры, кто-то бросает свой дом ради спасения жизней своей семьи, кто-то пытается соблюдать нейтралитет, кто-то меняет веру, чтобы не быть убитым, кто-то спасает друзей-иноверцев от погрома. И это все после удивительно нежного и лиричного вступления, когда все друг другу — соседи и друзья.
Отлично передан детский взгляд на "взрослые" события: Малышка Ленни, 8-летняя девочка: "А изнасилование — это как?" Ее кузен, того же возраста: "Я тебе потом как-нибудь покажу." (Покажу — ?!! То есть для детей это — как игра!)
Тем не менее фильм не оставляет тяжелого послевкусия. Там нет смакования "кровищи". Он о другом. Фильм о том, что внутри каждого из нас сидит "тигр" и нельзя позволить ему вырваться на волю. Это очень сложно — удержать зверя внутри себя, если точно знаешь, что останешься безнаказанным. Куда там огню, воде и медным трубам! Испытание безнаказанностью — самое серьезное испытание. Фильм о том, на что способен человек в экстремальной ситуации: станет ли клятвопреступником, предаст ли веру, ребенка, друга, любимого человека. Фильм о том, что в истории любого государства есть вот такие неприглядные факты. О них важно помнить.
Обязательно буду смотреть другие работы Дипы Мехта. Такое "индийское кино" мне нравится. (zapatilla)
Прежде чем начать отзыв о фильме, хочу вам рассказать историю его создания. Есть на свете одна гениальнейшая индианка, которую зовут Дипа Мехта... И говоря, что она гениальная, я нисколько не преувеличиваю... Это единственная режиссер-индианка, чьи фильмы столь широко известны в мире. Шесть ее фильмов получили моровое признание. Десять лет назад она начала создавать трилогию посвященную трем стихиям, и при помощи которых она хотела отразить социальные, национальные и личностные проблемы общества и отдельных людей.
Сюжет: 1947 год. Лахор (ныне принадлежащий Пакистану, а тогда являвшийся частью Индии). Парсы (переселенцы с Персии), сикхи, хинду, мусульмане – все часть одной и целой Индии. Но 1947 объявляется о разделение территории на Индию и Пакистан. На фоне этих глобальных процессов мы видим отдельно взятую семью, в состав которой как раз входят все эти народности.
Мое мнение: Когда я начала писать содержание, я заметила, что сказать об этом фильме нельзя в двух трех предложениях. Я понимала, "что" я сажусь смотреть, так как, я смотрела остальные две части этой трилогии Д. Мехты – "Огонь" и "Вода". Я вообще считаю, что если актер или актриса попали в фильм Дипы Мехты, то это уже очень о многом говорит. Сама идея фильма, его подача - потрясают воображение, даже самого изощренного зрителя. 50-е годы и Индия – это целая веха в истории. Старна, в которой и так уживаются слишком много культур, но эта страна приняла и культуру Англии – и смотреть на это - удовольствие. Вообще, фильм "Земля" о сочетании таких понятий, как политика и национализм в разрезе такого события как разделение Индии.
Герои фильма:
Мороженщик (Дил Наваз)– мусульманин, живущий по установленным им самим законам, и он старается, чтоб все подчинялось его законам. У него все на 120% - и любовь и ненависть.
Полная антипатия в нему как с персонажу. Недовольна его подачей "мусульманина". Но это 1947 и возможно тогда так и было.
Массажист (Хасан) – молчаливый, спокойный, глубокомыслящий персонаж. Справедлив, честен. Был приятен, как персонаж, но его "недодал" актер, сыгравший роль.
Няня (Шанта) – абсолютно типичная индианка, добрая, открытая, немного наивная. Но, на мой взгляд, ее персонаж был слишком понятным на фоне всех остальных, и это явно не играло в ее пользу.
Актеры:
Аамир Кхан – смотря на его героя, нельзя однозначно сказать – любить его или ненавидеть. Но, относится равнодушно к нему, уж точно никто не будет. Самого Аамира уважаю безмерно (для кого нибудь интересно это новость, или уже все в курсе?). Я, наверное, все-таки да самой глубокой глубины игры этого актера все-таки не дойду. Великолепная игра, потрясающая эмоциональной насышенностью подача героя, и один из самых приятнех и противных одновременно персонажей из всего фильма. Совершенно забыла о других его ролях, когда смотрела это кино - потрясающий сюжет и не менее талантливое воплощение его Аамиром захватило меня и увлекло с собой. Ярость, любовь, отвага, злоба, задиристость - и все это отражено одним Аамиром.
Вообще, каждая его роль это целая радуга - нет какого одного цвета и какой то одной эмоции - это всегда много, разно и интересно! Для меня фильм держался на нем одном. И его мне было так много и так мало. Спасибо тебе большое, что ты просто есть!
Рахул Кханна – вот его персонаж абсолютно положительный, и это положительность приятно контрастировала с многогранностью героя Аамира. Мне не показалось, что от него много потребовалось для этой роли, но это, определенно, лучшее из всего, что я с ним видела. Для того, чтобы понять его игру, много не надо – он показал очень чисто и понятно.
Нандита Дас – на мой взгляд, сыграла хуже всех в этом фильме (не плохо, просто ее игра не дотягивала до уровня мужчин). Она слишком понятная, слишком ясная, и в ее героине нет никакой интриги – хотя, возможно, изначально перед ней стояла цель создать именно такую героиню.
Вердикт: ориентирован на глубокого и любящего подумать зрителя, умный фильм. А любите ли вы такого рода кино решать вам. (Фати)
Комментарии